Опубликовав пять статей о Пятикнижии Достоевского, я получил удивительный результат. Каждая из статей была посвящена конкретным произведениям, названия которых, я надеюсь, вы знаете. Но только 10% оставленных комментариев касались темы моих статей.
Остальные же отзывы касались исключительно личности самого Федора Михайловича. Безотносительно от того, идет ли речь в заголовке о романе "Идиот" или о романе "Бесы", интересы и споры вызывает сама личность автора.
Это несколько не похоже на то, какие отзывы я получал на YouTube. Там аудитория чаще указывала на мои собственные ошибки, недочеты, плохое знание материала и т.п. На Dzen же, чаще можно получить комментарий об ошибках самого Достоевского.
Причем критика автора может быть самой разнообразной. Можно встретить комментарии о том, что Достоевский был больным, о том что он был скучным, о том что его нельзя читать в школе (а кого вообще можно читать в школе, если задуматься), о том что он был сумасшедшим, о том, что он был "повернут" на религии, и даже о том, что его романы были навязаны России либералами 90-х годов и конечно о том, что во всем виноваты евреи.
Безусловно, нужно брать поправку на то, что судя по всему, Яндекс испытывает в комментариях свою нейросеть и некоторые отзывы, думаю, были написаны ботами. Но тест Тьюринга они проходят.
При этом, я убежден в том, что глупо отрицать права каждого человека на собственное мнение и не собираюсь даже оспаривать саму точку зрения других людей.
Но некоторые комментарии заставляют задуматься и порассуждать. Думаю, это полезно.
Невозможно охватить все вопросы, возникающие вокруг Достоевского. Поэтому, в этой статье, я сосредоточусь на одном конкретном комментарии.
Религиозность Достоевского
В одном из комментариев была приведена неточная цитата из письма Достоевского к Наталье Дмитриевне Фонвизиной.
Если истина гласит что Иисуса Христа нет - то я предпочту Христа нежели истину
Давайте подумаем, какие выводы можно сделать из этого высказывания Федора Михайловича.
Достоевский как агностик
На первый взгляд, приведенная цитата, очень похожа на то, о чем говорили католические философы: о невозможности познания божественного через разум (без веры).
В широком смысле, не привязанном к теологии и религии, это концепция агностицизма, говорящая о том, что человек не в состоянии познать сущность мира, т.к. ему, по его природе, если хотите, чисто физически, недоступны для понимания вещи, которых мы с вами даже не можем представить.
Темная материя, квантовая физика - это явления которые мы смогли открыть, но лежащие вне нашего понимания.
Впрочем, возможно, тот факт, что мы можем представить себе то, что что-то может быть за гранью нашего представления, в конечном итоге и позволит нам понять то, что лежит за гранью. Кто знает?
На концепции агностицизма, кстати, строится художественный фантастический прием Виктора Пелевина. Во всех своих книгах он говорит о том, что сущность мира лежит вне нашего обычного понимая и всячески играет с этой темой.
А если вы вспомните известное четверостишье Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
и сопоставите его с концепцией теологического агностицизма, то поймете, что в строчках Тютчева слышно поэтическое обожествление России.
Тоже самое сделал в романе Generation П и Виктор Пелевин, когда представил Россию в образе богини Иштар.
Так почему же, в конце концов, Достоевскому нельзя побыть теологическим агностиком?
Видите сколько интересных произведений построено на этой концепции и мы ведь не запрещаем их авторам быть такими, какие они есть.
Но суть письма Достоевского к Наталье Дмитриевне Фонвизиной, скорее была несколько в другом.
Давайте вспомним историю знакомства Достоевского и Фонвизиной.
История знакомства Достоевского и Фонвизиной
Наталья Дмитриевна - жена декабриста Михаила Фонвизина. В 1827 году её мужа сослали в Сибирь и она последовала за ним, оставив на попечении, дома, двух сыновей.
Через 22 года Достоевского приговаривают к смертной казни, готовят к расстрелу, выводят на площадь. Троих товарищей Федора Михайловича привязывают к столбу, надевают им на головы мешки, но, в последний момент, говорят, что это был розыгрыш, что их не будут сейчас расстреливать, а отправят в Сибирь. Один из привязанных прямо в процессе этого розыгрыша сходит с ума.
Достоевского этапируют на каторгу и он проводит одну неделю в Тобольске, где тогда находилась Наталья Дмитриевна.
Федор Михайлович писал в письме к брату:
Хотелось бы мне очень подробнее поговорить о нашем шестидневном пребывании в Тобольске и о впечатлении, которое оно на меня оставило. Но здесь не место. Скажу только, что участие, живейшая симпатия почти целым счастием наградили нас.
Ссыльные старого времени (то есть не они, а жены их) заботились об нас, как об родне. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас.
Фонвизина добилась встречи с заключенными и подарила им всем Евангелие (единственная разрешенная литература). В книгах, в переплет, были спрятаны деньги.
Спустя четыре года, когда для Достоевского закончится каторга, когда он будет в ссылке и ему будет разрешено писать, он отправит Наталье Дмитриевне письмо:
Я слышал от многих, что Вы очень религиозны, Наталия Дмитриевна. Не потому, что Вы религиозны, но потому, что сам пережил и прочувствовал это, скажу Вам, что в такие минуты жаждешь, как «трава иссохшая», веры, и находишь ее, собственно, потому, что в несчастье яснеет истина.
Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных.
И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть.
Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.
Отношение Достоевского к вере
Как видно из письма, Достоевский называл себя:
дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и ... до гробовой крышки.
Умом Достоевский в бога не верил. Но он хотел чтобы бог был, потому что иначе жизнь слишком ужасна и бессмысленна.
В письме он сознается в парадоксальности своих чувств:
Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.
Достоевский признается, он дает себе отчет, в том что верит в бога, потому что хочет в него верить безотносительно от того, считает ли он существование бога правдой, или нет.
Это логический парадокс.
Квантовая природа Достоевского
Имя Иисус означает "спаситель". Мы сейчас не будет обсуждать реально ли существовал Иисус Христос или нет.
Но мы не можем отрицать, что он существует в нашей культуре. Как образ, как символ чего-то прекрасного, глубокого, симпатичного, разумного, мужественного и совершенного.
В нашей культуре все герои: от Джордано Бруно до Курта Кобейна - это отражения идеального образа Иисуса Христа.
И как образ, как символ Иисус спас как минимум одного человека - Федора Михайловича Достоевского.
Достоевский, за четыре года каторги влюбился в этот образ. А любовь такая штука: мозгами ты понимаешь что её нет, а она есть.
Но при этом, рассуждая о Достоевском, мы ведь тоже обсуждаем некий образ, символ, текст, который есть у нас в голове. А мы ведь и себя то понять по-хорошему не можем, а что там говорить о тех кого мы никогда не видели, с кем никогда не разговаривали.
Вот и получается, что для кого-то Достоевский - безумец, для кого-то православный писатель, а некоторые европейские философы считали его атеистом.
Потому что образ объекта рождается только в голове у наблюдателя. Можно сказать, что сам Достоевский, не атеист и не христианин. Выражаясь языком квантовой физики, он пребывает в некоем перманентном состоянии суперпозиции.
И только когда на него смотрит наблюдатель, образ Достоевского в сознании наблюдателя, занимает конкретную позицию.
Жду ваших комментариев. Напишите с чем вы согласны, а с чем нет.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
#Достоевский #биография достоевского #религиозность достоевского #атеизм достоевского
-------------------------------------------------------------------------
Мои статьи о Пятикнижии Достоевского:
-------------------------------------------------------------------------
Статья о том, как понимать литературу:
------------------------------------------------------------------------