В романе Р. Сабатини "Псы Господни" мы встречаем королеву Елизавету. "...женщина, которую с первого взгляда можно было принять за восточного идола – по обилию драгоценностей и ярких пестрых украшений."
Елизавета, дочь небезызвестного Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн, пожалуй, один из известнейших исторических персонажей. Сколько о ней написано и сказано!
Елизавета была крайне тщеславна. Желание нравиться и безудержное кокетство порой доводило королеву до скандалов или как минимум неловких ситуаций. Но границу приличий королева никогда не переступала.
Вступив на престол, королева заявила о себе, как о королеве-девственнице. Несмотря на многочисленные переговоры то с одним знатным заморским женихом, то с другим, реально выходить замуж Елизавета даже и не собиралась. Все эти игры в сватовство были лишь уловками для выстраивания нужных в данный политический момент связей с государствами-союзниками. Но нельзя отрицать, что Елизавета искренне наслаждалась вниманием со стороны предполагаемых женихов. Что послужило причиной отказа от брака? Страшная судьба матери и других жён отца? На что только в юности Елизавета не насмотрелась. Будучи умненькой девочкой, выводы она сумела сделать правильные. Провальный брак старшей сестры по отцу королевы Марии с Филиппом II Испанским тоже ярким отрицательным примером стоял перед глазами. Судя по всему, Елизавета решила, что ей такого счастья не надо. Получив власть после долгих лет опалы, неопределённости и борьбы за жизнь, Елизавета не собиралась ни с кем делить свободу и трон.
Обожающая наряды, увеселения, красивых мужчин, Елизавета купалась в обожании и лести. В начале, надо полагать, и искреннем. Молодая королева была достаточно привлекательна, свежа, озорна, умна и находчива. Бессменный фаворит Роберт Дадли, конечно, вызывал у советников Елизаветы беспокойство, но Елизавета умом была не обделена - развлечения развлечениями, а долг свой она осознавала твёрдо.
Елизавета обожала наряды. Сколько портретов до нас дошло, и какая везде роскошь!
"Худобу ее скрывало платье с фижмами... Горловина платья была отделана кружевным воротником неимоверной величины, торчавшим позади, словно расправленный веер. Он переливался жемчугами и бриллиантами... Многочисленные нити жемчуга закрывали шею и грудь, будто восполняя былую перламутровую белизну давно увядшей кожи."
Воротник-раф, очень популярный во второй половине XVI века, Елизавета несколько модернизировала. Изначально он выглядел вот так.
Плойка драгоценнейших кружев раскалёнными щипцами требовала тонкости и ловкости. Елизавета, любительница покрасоваться, разъединила раф, чтобы показать шею и декольте.
"Драгоценными камнями сверкало и золототканное платье, расшитое хитроумным узором из зеленых ящериц."
Сабатини упоминает ещё один интересный наряд Елизаветы. "В тот день на ней был ярко-розовый наряд. По крайней мере, таков был фон переливающейся парчи, затканной рисунком, изображавшим глаза. Создавалось впечатление, что ее величество исполнена очей, которыми одновременно разглядывает посетителей."
Похоже на наряд, который мы видим на знаменитом "Портрете с радугой" кисти Исаака Оливера. Портрет наполнен множеством символов. В том числе и вышитыми на платье изображениями глаз - Елизавета всё видит и в курсе всего происходящего в королевстве и в мире. Пусть платье и не розовое, но, согласитесь, похоже?
Тщеславие королевы не знало границ. Старея и теряя свежесть и красоту, особенно после перенесённой оспы, навсегда оставившей отметины на лице королевы, Елизавета чрезвычайно ревностно относилась к проявлениям мужского внимания к другим женщинам помимо нее самой. Фрейлины жили в постоянном страхе вызвать гнев госпожи, ругавшейся как грузчик и отвешивавшей оплеухи. Если кто-либо осмеливался выйти замуж без дозволения королевы (а его попробуй ещё получи) - судьба её могла быть очень трагической. Фавориты вились толпами вокруг Елизаветы, она не могла не осознавать, что их лесть и обожание искусственны, лишь желание обогатиться и продвинуться по службе, но женщина всегда остаётся женщиной, и так хочется верить, что всё это искренне, что она всё ещё прекрасна...
Елизавета всеми силами стремилась сохранить красоту, используя различные косметические средства и яркий макияж.
"У нее было ярко нарумяненное, узкое, хищное лицо с тонким орлиным носом и острый, выдающий раздражительную натуру подбородок."
"Брови были насурмлены, и к алости губ природа не имела никакого отношения. Над высоким и широким, почти мужским лбом громоздился чудовищный убор из белокурых накладных волос и целого бушеля низаного жемчуга."
После перенесённой оспы, чудом выжившая Елизавета лишилась красоты и свежести молодости. Шрамы от оспы Елизавета маскировала толстым слоем белил. Содержащие в составе свинец, они, естественно, не способствовали сохранению красоты и здоровья. Яркие румяна, насурьмлёные брови превращали лицо в застывшую маску. Золотистые волосы королевы, сильно поредевшие и поседевшие, были спрятаны под причудливыми париками.
Однажды фаворит стареющей королевы, молодой Роберт Девере, сын Роберта Дадли, ворвался в покои королевы без разрешения, пользуясь особой любовью и расположением правительницы. Королева совершала утренний туалет и не была готова к приёму посторонних. То, что он увидел, потрясло его. Старая, бледная, седая, без макияжа, парика и наряда, Елизавета была такой жалкой... Стараясь сохранить достоинство, Елизавета приказала покинуть её покои. Но этот случай, низвергнувший идеал с пьедестала, открывший живую, истинную женщину, проложил трещину между королевой и юным фаворитом.
Есть подозрение, что и Мария Стюарт, вечный камень преткновения Елизаветы, вызывала в ней неприязнь не только по причинам политическим, но и потому, что считалась красивой женщиной, от которой теряли голову даже ее тюремщики. Вот тут, пожалуй, искренность присутствовала. У Марии, судя по всему, был женский шарм, который отсутствовал у Елизаветы. К тому же Мария имела смелость (и глупость) поступать, как ей заблагорассудится в выборе спутников жизни. Это ее и погубило, но сам факт! Елизавета, надо полагать, страшно завидовала! Мария решилась на то, на что Елизавета пойти так и не смогла - брак с любимым человеком несмотря на мнение всего мира.
Елизавета выбрала свой путь. Без любимого мужчины, без детей, она была замужем за государством. Она смогла больше, чем многие короли-мужчины. Чего ей это стоило, знала лишь она одна.