Найти в Дзене

Елагин дворец

Историческое название Елагина острова «Мистулансаари», что в переводе с финского означает Мишин остров, название связано с водившимися в здешнем лесу медведям.

При освоении завоеванных у шведов Невских земель, Петр I в 1709 году дарит этот остров вице-канцлеру П.П. Шафирову, каких-либо построек относящимся к началу освоения острова не сохранилось.

Владение островом переходило из рук в руки, после Шафирова островом владели П.И. Ягужинский, А.П. Мильгунов, Г.А. Потемкин.

У светлейшего князя остров был выкуплен обер-гофмейстеров двора его Императорского Величества Иваном Перфильевичем Елагиным за девять тысяч рублей.

-2

Остров был сильно заболочен, после осушительных работ остров становиться излюбленным местом отдыха петербургской аристократии.

В XVIII столетии сложилась традиция устраивать на острове масленичные гуляния.

В восточной части острова в 1786 году был возведен дворец, известный как Елагин (Елагиноостровский) дворец, возможно, по проекту Джакомо Кваренги.

Что мы знаем о прежнем владельце острова, имя которого прочно закрепилось в топонимике Санкт-Петербурга.

-3

Родился 30 ноября 1725 года, рано потерял отца и на тринадцатом году жизни был определен в Шляхетский корпус, откуда в 1743 году был выпущен прапорщиком в Невский полк, затем служил в Лейб-компанском корпусе.

Посвящал все свободное от службы время изучению языков и литературе.

В 1751 году служит адъютантом у графа А.Г. Разумовского, произведен в премьер-майоры, а в 1757 году в полковники.

Скоро приобрел значение и в придворных кругах.

Был в ссылке в 1758 году по делу канцлера Бестужева-Рюмина.

По возвращении из ссылки произведен в действительные статские советники.

В 1766 году назначен директором придворного театра.

При нем было основано театральное училище, учрежден в Петербурге публичный российский театр, были введены командировки русских актеров за границу для сценического усовершенствования.

Покровительствовал Фонвизину и Лукину служивших у него секретарями.

Одновременно нес обязанности при дворе.

Служебная карьера Елагина завершилась в должности обер-гофмейстера.

Последние годы жизни Елагин провел вдали от двора в своем дворце на Елагином острове.

Занимался литературой.

Причиной охлаждения императрицы Екатерины II к Елагину, которого в свое время высоко ценила за честность и правдивость были без сомнения его масонские увлечения которым императрица не сочувствовала.

Между тем Елагин играл в русском масонстве видную роль, достаточно упомянуть что он состоял президентом Великой Провинциальной ложи, известной даже более под именем Общества Елагинской системы.

При его участии русское масонство было введено в организацию шведской масонской системы «строго соблюдения».

Как масонский писатель он оставил много переводов о масонстве.

Как литературного деятеля современники высоко ценили Елагина в особенности как стилиста.

Российская Академия избрала его в свои члены.

Литературное наследие Елагина до сих пор с точностью не выяснено составляет в основном переводы, из них «Мизантроп» - Мольера, «Безбожный» - Браве, роман Прево «Приключения маркиза Г*».

Принимал участие в некоторых драматических произведениях императрицы Екатерины II.

Под конец жизни Елагин написал «Опыт повествования о России» в котором обнаружил громадную начитанность.

На острове Елагин имел роскошный дом с зимним садом и богатейшим погребом редких вин.

На острове был разбит парк английского типа с каналами, прудами и гротами, выстроены мостики и беседки.

На остров мог попасть любой желающий, было только одно требование, посетитель должен был быть прилично одетым.

После смерти И. П. Елагина в 1793 году остров и парк перешли наследникам, затем перепродавались из рук в руки.

Последним, девятым, частным владельцем острова был граф Г.В. Орлов , племянник Г.Г. Орлова .

У него владение было в 1817 году выкуплено Кабинетом Его Императорского Величества.

-4

Сделка обошлась казне в 350 тысяч рублей.

Император Александр I задумал построить на острове свою летнюю резиденцию для своей матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которой уже стало тяжело ездить в Павловск.

Строительство нового дворца на месте старого было поручено Карлу Ивановичу Росси, это была его первая самостоятельная работа.

-5

Александр I повелел не сносить полностью старую постройку что бы ускорить само строительство нового дворца.

Сам дворец напоминает скорее усадьбу, он небольшой, каменный, у него два абсолютно разных парадных фасада.

Западный фасад более строгий и торжественный, восточный фасад более живописный.

-6

На первом этаже располагались парадные залы, на втором этаже личные жилые комнаты вдовствующей императрицы и помещения для прислуги.

На третьем этаже располагалась домовая церковь во имя Николая Чудотворца.

Рядом с дворцом Росси строит и служебные помещения.

Это здание конюшенного корпуса, в котором в настоящее время расположены выставочные залы музея, оранжерейный корпус в нем сейчас располагается музей художественного стекла, кухонный корпус, музыкальный павильон.

Императрица Мария Федоровна не долго посещала этот дворец, она скончалась в 1828 году, дольше всех жил в этом дворце Николай I с супругой.

-7

Он любил этот дворец жил в нем даже в зимнее время, но после постройки коттеджа в Александрийском парке в Петергофе, в дворце жили в основном императрицы.

В дворце так же проходили приемы иностранных послов, устраивались балы.

-8

-9

Некоторое время после покушения на Аптекарском острове во дворце с 1907 по 1911 гг. семьей жил Столыпин.

У конюшенного корпуса по выходным дням для отдыхающих горожан в наше время играет военный оркестр, эта традиция ведется с XIX века.

Пройдемся по парадным залам первого этажа.

-10

Начнем с парадной передней, которая окрашена в зеленый цвет ее украшают фигуры весталок, которые держат в руках светильники.

-11
-12

-13

Фигуры созданы Степаном Пименовым, тепло в гостиной обеспечивалось двумя каминами.

Далее пройдя через несколько служебных помещений, мы попадаем в камер-юнкерскую в которой находились дежурные фрейлины.

-14

-15

-16

Далее мы попадаем в туалетную комнату, которую сейчас украшают портреты императрицы Марии Федоровны и Александра I.

Далее парадная опочивальня, ранее она выглядела иначе.

-17
-18
-19

Сейчас помещение выглядит скромно, кровати нет, комнату украшает мебель из карельской березы первой трети девятнадцатого века.

Из опочивальни можно попасть в угловой кабинет императрицы Марии Федоровны.

-20

-21

-22
-23

Этот кабинет был облицован искусственным мрамором,

Из кабинета, который носит название «Фарфоровый» мы попадаем в «Голубую гостиную».

-24

-25

-26

-27

-28

-29
-30

Стены гостиной отделаны голубым шелком.

Восстановлена в наше время по эскизам Карла Росси.

Самое большое помещение дворца — это Овальный зал.

-31

-32

-33

-34

-35

-36

Из него был прямой выход в парк, в зале проводились балы, приемы, торжественные мероприятия.

Стены и колонны зала декорированы искусственным мрамором.

Люстра украшающая зал была отлита по рисунку Карла Росси.

Подлинник люстры находится в Русском музее, а зал украшает копия, отлитая в 1991 году.

Из Овального зала попадаем в «Малиновую гостиную».

-37

-38

-39

-40

Замыкающим помещением первого этажа это Большой столовый зал.

-41

-42
-43

-44

Далее перейдем на второй этаж.

Но попутно следует заметить, что лестница, ведущая сегодня на второй этаж создана уже после Великой Отечественной войны.

При реконструкции здания было принято решение не восстанавливать исторические лестницы и помещение вестибюля, ведущего на второй этаж так же современное, но отделанное под стиль Росси.

Помещения второго этажа, в котором расположена экспозиция музея так же в историческом плане не восстанавливалось.

На втором этаже расположена выставка различной мебели, разных исторических эпох стиля классицизма, модерна которая к Елагинскому дворцу не имеет никакого отношения поскольку это выставка просто исторической мебели.

-45

-46

-47

-48

-49

-50

-51

-52

-53

-54

-55

-56

-57

-58

-59

-60

-61

-62

-63

-64

-65

-66

-67

-68

-69

Прямо над Овальным залом на третьем этаже как было сказано ранее располагалась домовая церковь, которая была уничтожена в двадцатые годы прошлого века.

На третьем этаже побывать не удалось, ранее там размещался так же выставочный зал.