Один из самых известных персонажей старой Москвы — купец Солодовников. Фантастически скупой богач, при этом не чуждый альтруизма. Как он сколотил свое состояние и на что в итоге потратил миллионы?
Гаврила Гаврилович Солодовников родился в 1826 году в купеческой семье в Серпухове, а умер 21 мая 1901 года в Москве. Его отец был купцом третьей гильдии, он торговал хлопчатобумажным товаром, и помимо Гаврилы в семье было еще четверо детей.
К купеческом делу Гаврила приобщился, подметая отцовскую лавку.
Именно отец научил Гаврилу бережливости и экономии, которые затем перерастут в знаменитую на всю Москву солодовниковскую скупость. Гаврила не получил системного образования, ходили слухи, что он толком даже писать не умеет, и единственные знания о предпринимательской деятельности он получили от отца, работая в семейной лавке сначала помощником, а потом и приказчиком.
Вскоре после смерти отца в 1842 году Гаврила, получив свою долю наследства, перебирается в Москву. По прибытии Гаврила вложил деньги в небольшую мануфактурную лавку. Гаврила сумел сориентироваться на рынке и, прикинув перспективы развития текстильной промышленности, вложил все свои деньги, заработанные в лавке, в приобретение текстильной фабрики, которая и сделала его мультимиллионером и оставалась главным делом его жизни.
Уже в двадцать лет Гаврила стал купцом первой гильдии.
Развивая фабрику и увеличивая объемы производства, Гаврила Гаврилович открывал собственные лавки, вывозил продукцию на ярмарки, но главным направлением его деятельности была оптовая торговля. Вскоре работа позволила ему получить достаточно свободного капитала, чтобы начать работать и в других отраслях.
Следующим шагом на пути к многомиллионному состоянию стала покупка и сдача земельных участков и домов. К 1860 году доход от сдачи участков составлял порядка 400 тысяч рублей в год.
В середине 1860-х годов Гаврила Солодовников начал вкладывать капиталы в строительство железных дорог. Как и каждый уважающий себя купец, по обычаям тех времен, Солодовников стал акционером нескольких крупных банков: Московского земельного, Нижегородско-Самарского земельного и Азовско-Донского коммерческого банка. Стремясь увеличить пассивных доход, он часто приобретал долю в различных товариществах. Очень быстро Солодовников сделался публичной личностью.
В Москве стали ходить легенды о его скупости: купец экономил буквально на всем.
В трактире Гаврила Гаврилович спрашивал вчерашнюю гречку (так дешевле), ею и был сыт. Он не женился и отказывался выплачивать алименты гражданской жене, с которой заимел пятерых детей. В итоге жена, Аделаида Андреевна Куколевская, подала на Солодовникова иск, который суд удовлетворил, обязав купца платить 2000 рублей на содержание каждого ребенка. Вот как об этом процессе писал Чехов:
Денег у него куры не клюют. Он тоже обитает в моем районе, и поговорить о его деле, которое тоже кончилось на днях, – мое дело. Петербургская судебная палата, отменив приговор окружного суда, обязала папашу выплачивать детям и “ей” только по 2000 каждому. То есть по стольку, сколько стоит свинья клоуна Танти. Дети сугубого миллионера, загребающего деньжищи лопатою, будут получать до совершеннолетия только по 2000…
Его квартира была обставлена более, чем скромно, в трактирах он предпочитал самые дешевые блюда и даже не гнушался украсть товар на рынке. Дошло до того, что даже Гиляровской в книге “Москва и москвичи” уделил ему несколько строк:
В Сандуновские бани приходил мыться владелец универсального пассажа миллионер Солодовников, который никогда не спрашивал — сколько (имеются в виду деньги парильщику, который жалованья в бане не получал и жил исключительно на чаевые), а совал двугривенный… Парильщик знал свою публику и кто сколько дает. Получая обычный солодовниковский двугривенный, не спрашивает, от кого получен, а говорит: „От храппаидола…“ — и выругается.
Солодовникова ненавидела вся Москва
При этом и в делах Солодовников не всегда был до конца честен. Знаменитый фельетонист Дорошевич не преминул описать случай, когда Солодовников увел у своего знакомого Кузнецкий пассаж:
- Знаете, как "папаша" пассаж-то свой знаменитый выстроил? История! Заходит это Гаврил Гаврилыч в контору к Волкова сыновьям. А там разговор. Так, известно, языки чешут. "Так и так, думаем дом насупротив, на уголку купить. Да в цене маленько не сходимся. Мы даем 250 тысяч, а владелец хочет 275. В этом и разговор". Хорошо-с. Проходит неделя. Волкова сыновья решают дом за 275 тысяч купить. Идут к владельцу. "Ваше счастье. Получайте!" - "Извините, - говорит, - не могу. Дом уж продан!" - "Как продан? Кому продан?" - "Гаврил Гаврилыч Солодовников за 275 тысяч приехали и купили". - "Когда купил?" - "Ровно неделю тому назад!" Это он прямо из конторы!
- Ух! Лукав!
- Нет-с, как он пассаж свой в ход пустил! Вот штука! Построил пассаж, - помещения прямо за грош сдает. "Мне больших денег не надо. Был бы маленький доходец". Торговцы и накинулись. Магазины устроили, - великолепие. Публика стеной валит. А Гаврил Гаврилыч по пассажику разгуливает и замечает: к кому сколько публики. А как пришел срок контрактам, он и говорит: "Ну-с, публику к месту приучили, - очень вам признателен. Теперь по этому случаю, - вы вместо двух тысяч будете платить шесть. А вы вместо трех и все десять". Попались, голубчики, в ловушку. Он их и облупливает. Стонут!
Солодовниковский пассаж быстро приобрел популярность благодаря качественному обслуживанию, большому ассортименту товаров и ряду нововведений, например, Солодовников ввел доставку товара на дом. Гаврила привлек арендаторов низкой ценой за место в пассаже, но как только место начало приобретать популярность, сразу же стал ее поднимать. Солодовниковский пассаж пережил его владельца, большевиков, революцию, гражданскую войну и был уничтожен во время бомбардировок в 1941 году.
При этой фантастической скупости Солодовников не жалел денег на благотворительность и навсегда останется в истории как филантроп, каких поискать.
Уже в 1848 году благодаря финансированию Солодовникова открывается Варваринский сиротский приют. В 1890-е годы Солодовников, добиваясь дворянского титула, построил венерологическую клинику, ныне известную как Клиника кожных и венерических болезней МГМУ. В 1894 году завершилось строительство театра, в котором уже через год стала выступать труппа режиссера Лентовского, а самым крупным арендатором стал Савва Мамонтов. В 1961 году в здании этого театра расположился Театр Оперетты. В 1895 году он дал 200 тысяч рублей на строительство Большого зала Московской консерватории.
В своем завещании Солодовников указал, что из всего состояния он оставляет семье всего 800 000 рублей, а вся остальная часть, 20 000 000 рублей, завещана на благотворительность. На эти деньги планировалось построить женские училища, приюты для сирот, жилье для бедных и рабочих. Часть плана все-таки осуществилась. В губерниях построили гимназии, в Серпухове родильный дом, в Москве два дома "для бедных". Однако с приходом к власти большевиков все деньги осели на счетах СССР. Так окончилась купеческая династия Солодовниковых.