Найти в Дзене
ЯМадама

"Тобол. Много званых". Ты неси меня, река

Оглавление

Причин читать «Тобол» накопилась много. Прежде всего, интерес к Алексею Иванову, который всё прочнее утверждается в литературе. А ещё – вопросы, которые возникли после просмотра сериала, поставленного по этой книге. Много чего осталось недосказанным и непрояснённым. И, конечно, интерес к истории родного края. Тобол, Иртыш – это всё родные мне места. История Сибири писалась удивительными людьми, но большая часть героических событий широкой публике не известна. Алексей Иванов взял на себя труд восполнить все пробелы. Книгу он написал объёмную, читаю по частям. Сейчас делюсь впечатлениями от первого тома «Много званых».

Здравствуйте!

Можно отметить авторский стиль Алексея Иванова: его книги очень тяжело идут поначалу. Многословие и излишне подробные описания не способствуют лёгкому чтению. Но постепенно повествование подхватывает читателя, как речная стремнина, и несёт с уверенной силой. И никак нельзя прервать этот путь по волам авторского замысла.

В романе очень много внимания уделяется рекам, которыми автор искренне любуется:

Устье Тобола раскрывалось на Иртыш, как ворота, и густой, тесный запах хвои раздвинула свежесть речного простора. Иртыш зернисто сверкал под солнцем, и князь увидел вдали, на противоположном берегу, Тобольск.

Этот роман так же глубок и полноводен, окрашен разными течениями и глубинными смыслами, которые, переплетаясь неведомым для человека образом, создают единое русло. Периодически из мощного потока выносит на поверхность меткое замечание:

Он был настоящий московский боярин: добродушный от сытости и хлебосольный от скуки

Или глубокую мысль:

Ему, капитану Табберту, тридцать пять. Он в расцвете сил, он здоров, у него острый ум. Ему всё интересно. Значит, он должен суметь извлечь пользу из того, что людям попроще кажется несчастьем.

Алексей Иванов выбрал название для своего романа вполне обдуманно. Текст не только характером напоминает сибирскую реку, он течёт так же. Любая река связывает пространства, она рано или поздно принесёт свои воды к океану. Так же в пространстве романа выстраиваются связи крепнущей Российской империи со всем миром. Жители дальнего Тобольска связаны не только с грозным царём в Петербурге, но и с китайским богдыханом, бухарским ханом, шведским королём, предприимчивыми британскими торговцами. Здесь, в холодном городе, ощущается дыхание большого мира.

За окнами ночной буран со свистом заметал улицы Тобольска, вздымал на перекрёстках крутящиеся столбы снега. Никуда не уйти из города – занесёт. Но в горнице звучали удивительные слова, будто слетевшие со струн сказочных гуслей, то рокочущих, то звенящих: Ангара, Селенга, Аргунь, Амур, Сунгари… Семён Ульянович слушал эти звуки, и ему казалось, что ангелы раскрывают ему все двери мира, и он опять молод, и он всё увидит и везде успеет побывать.

Любая река течёт не только в пространстве, но и во времени. Неспешно текут сибирские реки, и долго, тяжело продвигались русские по суровым землям. Вдоль рек строили города, Одним суждено было скорое забвение, а другие укреплялись, прорастали в землю опорами зданий, а в морозную тишину – звучными именами.

Одного Тобольска мало, – задумчиво сказал Семён. – Надо и прочие древние города помянуть: Пелым, Тюмень, Тару, Сургут, Нарым…
Тяжёлые, кряжистые, свилеватые имена сибирских городов звучали так, словно у земли их вырвали под пыткой.

Речной поток сплетается из множества ключей, зачастую невидимых глазу, а Сибирь заселялась приезжими, заброшенными сюда из самых разных мест.

Тобольск был переполнен пленными. Обер-комендант Бибиков рассылал их по другим своим городам: в Берёзов и Тару, в Сургут и Нарым, в Томск, Иркутск и Братск, в Енисейск, Якутск и Селенгинск.

Одни из самых сложных страниц истории Сибири (так же сурово звучат они в книге) – судьба местного населения, народов, что и тогда были малыми. Остяки и вогулы, теряющие старых богов и привычный образ жизни, вынужденные лишаться скудных запасов и насиженных мест ради чужой славы.

Суровый мир, суровое время. Мздоимство и лихоимство – обычное дело. Но удивительнее всего, что эти люди, далёкие от идеалов, за греховной суетой совершали истинные подвиги. И сами не понимали, как это у них получается. Сквозь интриги и свары прорастала слава России. А сквозь холода и бездорожье – невыразимая прелесть Сибири.

Белые ночи с их жемчужным, обволакивающим светом уже миновали, но тьма была пока ещё не настоящая – синяя, прозрачная, чуткая. В ней всё почернело – деревья, строения, люди, холмы, но ничего не исчезло. 

Читая книгу, нельзя не вспомнить сериал. Есть в нём удачные находки. Значительная часть героев говорит со страниц голосами актёров. Но не все. Некоторые образы обрели на экране объём, а некоторые – пролетели мимо.

-2

Отношения экранизации и романа вполне укладываются в речную аллегорию. Есть гладь реки, обманчиво спокойная, скрывающая от взора глубину и суть истинной многоводной жизни. Фильм «Тобол» - та самая водная поверхность. А роман – река, глубокая, мощная и полноводная, налитая грозной силой. Неповторимая в каждой капле:

Северный вечер пришёл как печаль. Над бесконечной Обью поднялся жёлтый, сквозистый, какой-то летописный свет; нежная темнота осталась только в глубине великих, всегда холодных вод. Дальние тихие пространства казались бестелесными. Призрачные леса стояли по колено в тонком тумане.

Продолжаю читать и вам рекомендую!!!!!!!!

И ещё обратите внимание:

#книжныйклубямадама

#книжный клуб ямадама #алексейиванов #тобол #пеплум

#современнаярусскаялитература #обзоркниг #чтение