Найти тему
Всекастинги.рф

Грим, маска, костюм…

“Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях”. Так сказала когда-то великая драматическая актриса Сара Бернар. Что ж, зрителю это дозволено, но вот актер при создании образа и воплощении его ни о чем забывать не должен. Для него нет ненужных деталей или мелочей. И такие средства перевоплощения, как грим, маска и костюм также всегда должны быть в фокусе его внимания.

Начнем со сценического костюма (в это понятие также входят и аксессуары, и украшения, и обувь). Это важнейшая составляющая возникающего образа, которая во многом характеризует персонажа. По словам французского режиссера Клода Лара, одежда помогает передавать даже и душевное состояние героев фильма или пьесы. Вспомним в качестве примера ставший классикой фильм Эльдара Рязанова “Служебный роман”. Какую важную роль играет в нем одежда! Отглаженный, модный, “с иголочки” костюм карьериста Самохвалова. Непритязательная, почти монашеская “роба” Калугиной. Обвисший и потертый пиджак неудачника и скромняги Новосельцева и “жуткие розочки” Рыжовой. Каждый элемент одежды здесь — характеристика героя.

Еще не слыша реплик героя, не зная о перипетиях его судьбы, зритель сразу “считывает” по одежде первые характеристики личности. Например: Чарли Чаплин в нелепых башмаках — ему просто не на что купить подходящую обувь, он нищий. Но при этом на его голове франтоватый котелок: ведь Чарли, несмотря на бедность, обладает огромным достоинством и знает себе цену. Или: костюмы героев из “Собачьего сердца”, отлично скроенные и аккуратные костюмы медиков (ведь они интеллигентные люди из хорошего общества) — и в противовес им пошлые лаковые штиблеты и кричащий галстук человека-собаки Шарикова.

-2

По костюму определяется статус человека, его положение в обществе, материальное положение, внимательность к себе и к окружающим, характер, привычки. Поэтому, хотя это всего лишь дополнение к созданию образа, но дополнение важное.

Перейдем к театральному гриму. Актеры начали применять его еще в Древней Греции. И делалось это первоначально с утилитарными целями — чтобы зрителям в дальних рядах амфитеатра удавалось рассмотреть черты лица актеров. Вплоть до 19 века театральный грим был грубым и резким, хорошо видным издалека. Сейчас бы он показался гротескным, ведь современная косметика, а также средства освещения помогают подчеркнуть достоинства и убрать недостатки гораздо более мягко и естественно. При помощи современного театрального грима можно создать на лице ужасающие “шрамы” или “ожоги”, преобразить актера в сказочного персонажа или монстра, состарить сразу на несколько десятилетий или, наоборот, “омолодить”. Работа гримера сродни мастерству художника. В своей деятельности они используют не только краски, но и дополнительные материалы, типа каучукового латекса, из которого “лепятся”, например, пухлые щеки, горбинка на носу, лысина и многое другое. Применяется и многое другое: накладные усы, бороды, бакенбарды, парики и шиньоны, накладки, фальшивые клыки и т.д.

-3

Маска — символ театра и до недавних пор его неотъемлемый атрибут. Актеры древнегреческих театров, меняя маски, изображали разных персонажей. Использовалась маска и в скоморошьих представлениях, и в японском театре Кабуки, и в итальянских комедиях и во многих других театрах. Бумажная, деревянная или гипсовая пародия на лицо человека, повторяющая его форму, в наши дни не так распространена, как раньше. Хотя в некоторых современных спектаклях и фильмах ее применение вполне оправдано. Вспомним, хотя бы, музыкальный фильм “Ах, водевиль, водевиль…”, где посыльные в жутких белых и безликих масках знаменуют слепую судьбу, которая растаптывает карьеру актера Лисичкина.

-4

Как уже было сказано, по отдельности каждое из этих театральных средств — это всего лишь дополнение к образу. Но вместе они создают его гармонию, играют на лучшее понимание зрителем смысла произведения.