Найти в Дзене
Закрытая книга

Мы стояли на пороге весны

Оглавление

Если задуматься — именно девяностые могли стать для России эпохой рывка в светлое будущее. Мы могли сделать скачок вперёд, но вместо этого — сделали надгробие...

Да, меня снова «пробило» на ночные мысли о жизни. Не могу молчать.

Вы мне скажете: где рывок?

Застой и кризис на дворе, за двором — алконавты пытаются купить одеколон, а с тель-авивзора Гробачёв вещает про программу ускорения развала построенного?

А я отвечу: это было время возможностей. Возможностей решить все накопившиеся проблемы в политике, экономике... СССР как концепте. Построить светлое будущее. То самое, ради которого поколения спины гнули!

Но всё это было бездарно «слито в унитаз» шайкой вреформаторов-рыночников. Хотя речь сегодня не о них.

Вместо светлого будущего — мы получили эпоху войн, капитализм-на-крови и, как закономерный финал, происходящее сейчас.
Вместо светлого будущего — мы получили эпоху войн, капитализм-на-крови и, как закономерный финал, происходящее сейчас.
А для того, чтобы подкрепить свои слова — вот две точки, где СССР мог выйти в «светлое красное послезавтра». С гарантией.

Послезавтра, оставшееся лишь легендами о несбывшемся грядущем.

Автоматизация — естественный процесс...

-3

Казалось бы, «СССР отстал в электронике на 5-15 лет»(Ⓒ некоторые либералы). Но — нет. Тогда «на 5-15 лет» от Intel отставали все. Даже их прямой конкурент AMD, пробавлявшийся в те годы копированием изделий «1:1» с многолетней задержкой.

И нет, я не вру. Просто как пример: i386 вышел в 1985. Am386 — в 1991 (sic!).
Советский Союз — просто не успел. Не до того было в агонизирующей стране (хотя, по некоторым данным, несколько прототипов на ЗиД выпустить осилили), уже в независимой Беларуси.

Вопрос в том, что именно в эти годы было ещё не поздно «догнать и перегнать». Без рыночных «антиреформ» — экономика могла спокойно выжить ещё лет десять.

Более чем достаточно, чтобы выстроить «свой TSMC», работающий на всё СЭВ. И свою, независимую индустрию высоких технологий.

Машинный коммунизм

А это — подводит к нашему главному пункту. Возможности построить ОГАС, не надрывая ресурсы страны. Медленно, но верно. Даже 8086-х машин, опутанных глобальной модемно-оптоволоконной сетью уже хватило бы. Если не для прямого сбора обратной связи, то хотя бы для полного искоренения приписок, плановых манипуляций и воровства «на местах».

Какое будущее могло бы быть построено при совмещении современных технологий с советскими идеалами?
Какое будущее могло бы быть построено при совмещении современных технологий с советскими идеалами?

А в перспективе... СССР мог бы первым взять на вооружение концепт Big data. Он и взял, просто плановые статданные в пятиэтажках Госплана руками плохо считались.

А теперь представьте: что, если страна знает, что по четвергам вы покупаете молоко, а в среду — с шансом 70% пожарите яичницу? Что, если страна действительно знает, сколько и каких ресурсов нужно предоставить каждому человеку, индивидуально... И загоняет это в план? Светлое будущее мы тогда получили бы. Безо всякого коммунизма к 1980 году.

Космос точно будет наш!

Но что мы всё о земном? Сейчас все так заглядываются на ракету Илона Маска... Но это — лишь виток спирали истории. Виток, на котором мы могли бы быть. В легендах о несбывшемся грядущем.

Ведь была «Энергия». И был проект её многоразовой модификации. Был «Зенит»... И он же — первая ступень для той самой «Энергии».
Впервые в истории человечество могло получить
дешёвый космос. Дешевизна которого стояла бы на ногах массового производства и многоразовости.

Будущее, которого мы лишились... Нет, не так: будущее, которого нас лишили
Будущее, которого мы лишились... Нет, не так: будущее, которого нас лишили

Да, для этого потребовались бы сотни запусков в год. Если не тысячи. Но Союз мог бы это обеспечить, при соответствующем падении цены. СЭВ — это половина Европы и половина Азии. Мы могли бы слетать на Марс в 1996. Могли бы опутать «копеечными» коммуникационными спутниками Землю. А вместо этого — до сих пор летаем на «Союзах» почти что вековой давности...

Мы стояли на пороге весны...

От светлого будущего остались лишь краски и мечты
От светлого будущего остались лишь краски и мечты

И вот — мы пришли к тому, с чего начинали. Этого не случилось. Оттого-то и грустно вне этой осенней ночью. Грустно за старшее поколение, которое все эти возможности с треском про... Любило.

Причем — ради чего? Ради мифической «свободы», при которой законно избранный парламент танками расстреливали? Ради не менее мифической «демократии», когда элита просто наплевала на решения референдума 1991 года, насильно расчленив страну? Ради «ножек Буша» и бредней пьяного алкоголика?

Никогда я не пойму, ради чего старшее поколение предало и продало страну, которую строили ещё их предки. Как сказала тогда одна леди с железным сердцем, «не могу поступиться принципами».