Уже много раз об этом писал, но повторение, как известно — мать учения. Итак, мы живём в эпоху двух контрреволюций. Наверное, марксисты любых течений согласятся с тем, что нынче, и уже давно, как минимум со времён «перестройки», архитектор которой на днях так жестоко нас покинул, на дворе у нас контрреволюция. Но многие тут же недоумённо спросят: а почему двух-то? И это грустно, так как показывает, что вся теория марксизма у многих в одно ухо влетает, а из другого без остатка вылетает. Поскольку это вопрос, за последние сто лет классиками марксизма разжёванный до состояния жидкой кашицы... да что там кашицы! — прямо-таки до состояния молекул.
Итак, снова-здорово: на колу мочало, начинай сначала... Как известно, в Октябре 1917 года, как неоднократно указывали сами его вожди, были заложены две революции: буржуазно-демократическая и социалистическая. Ввиду полного бессилия русской буржуазии осуществить абсолютно необходимые преобразования буржуазной революции, эту миссию пришлось взять на себя красным революционерам, то есть большевикам и левым эсерам.
Буржуазно-демократическая революция Октября 1917 года, например, отменила помещичье землевладение, отняла недвижимость и иное имущество у церкви, отделила церковь от государства и школу от церкви, упразднила сословия и титулы, ввела светский брак и свободу развода, равноправие мужчин и женщин и пр. и пр. Вплоть до таких мелочей, как введение нового календаря, метрической системы мер и вычищение из русского языка «ятей», «еров», «фит», «ижиц» и прочей давно ненужной ерунды. В общем, провела давно назревшие и перезревшие реформы, которые в западной Европе проводила буржуазия, но для которых у русской буржуазии кишка оказалась тонка.
Позднее Ленин по этому поводу язвительно писал: «Каковы были главнейшие проявления, пережитки, остатки крепостничества в России к 1917 году? Монархия, сословность, землевладение и землепользование, положение женщины, религия, угнетение национальностей. Возьмите любую из этих «авгиевых конюшен», — оставленных, к слову сказать, в изрядной мере всеми передовыми государствами в недочищенном виде при совершении ими их буржуазно-демократических революций, 125, 250 и больше (1649 в Англии) лет тому назад, — возьмите любую из этих авгиевых конюшен: вы увидите, что мы их вычистили начисто. За какие-нибудь десять недель, начиная от 25 октября (7 ноября) 1917 г. до разгона учредилки (5 января 1918), мы сделали в этой области в тысячу раз больше, чем за восемь месяцев своей власти сделали буржуазные демократы и либералы (кадеты) и мелкобуржуазные демократы (меньшевики и эсеры). Эти трусы, болтуны, самовлюблённые нарциссы и гамлетики махали картонным мечом — и даже монархии не уничтожили! Мы выкинули вон всю монархическую нечисть, как никто, как никогда. Мы не оставили камня на камне, кирпича на кирпиче в вековом здании сословности (самые передовые страны, вроде Англии, Франции, Германии, до сих пор не отделались от следов сословности!)».
Тут важно понять: большевики НЕ МОГЛИ, даже если бы хотели, остановиться на чисто демократической революции, в таком положении Россия не удержалась бы, как летящие качели нельзя внезапно остановить ровно посередине их размаха, сама история толкала их вперёд и дальше.
Поэтому большевики, разумеется, вовсе не ограничились мероприятиями буржуазно-демократической революции, они пошли намного дальше и стали осуществлять уже революцию социалистическую. Национализировали банки, промышленность, позднее провели социалистический переворот в деревне... Ввели бесплатное образование, бесплатную медицину (что вовсе не входило в стандартную программу буржуазной революции). К 1930-м годам обеспечили право на труд. Позднее, к 70-м годам, гарантировали гражданам страны право на жильё. Ввели пенсионное обеспечение всего населения. И так далее... Мероприятия социалистической революции продолжались, в широком смысле, до самой контрреволюции, так что можно говорить о российской революции 1917—1991 годов. Или даже 1905—1991 годов.
Это всё азбука, спорить с этим, может быть, и можно, но только не с позиций марксизма.
А вот дальше мы переходим к современности, и что же мы наблюдаем?
А то, что абсолютно аналогично, буржуазная Реставрация не могла остановить обратный полёт исторических качелей ровно посередине, на отметке «буржуазная демократия», и они полетели дальше.
Все завоевания социалистического Октября или отменены, или находятся под непрерывным ударом (даже словечко для этого весьма меткое придумали: «декоммунизация»). Основными завоеваниями социалистической революции были обобществление средств производства и плановое управление ими. Эти завоевания были утрачены в 1991-1993 годах, в ходе контрреволюции. Однако Ленин в 1917 году говорил про «проявления, пережитки, остатки крепостничества». Так и сейчас можно говорить про многие «проявления, пережитки, остатки социализма и революции». Они пока ещё есть, но нынешний буржуазный кремлёвский режим вовсе не оберегает их, что всем уже наглядно разъяснила пенсионная реформа.
А кроме пережитков социалистической революции Октября 1917 года есть ещё, как уже указано выше, «проявления, пережитки, остатки» демократической, БУРЖУАЗНО-демократической революции того же Октября 1917 года. Их тоже мало-помалу сдают и сливают.
Например, пресловутое повышение пенсионного возраста несколько лет назад — это мероприятие контрреволюции антисоциалистической, добивающей оставшиеся пережитки социализма. А, скажем, начавшаяся ещё ранее «реституция» церковного имущества, когда всё, что можно, и даже всё, что нельзя, возвращается церкви — это мероприятие контрреволюции антибуржуазной, бьющей по чисто буржуазно-демократическим завоеваниям того же Октября 1917 года. Когда госчиновники и деятели пропагандируют «святых монархов» и монархию, когда Госдума почти в полном составе (кроме одного депутата от КПРФ) в день памяти царской семьи 17 июля встаёт в память убиенного царя-батюшки — это тоже мероприятия антибуржуазной контрреволюции, покушающиеся на завоёванный в 1917 году республиканский строй.
Екатеринбург, 4 ноября 2018
Декоммунизаторы зарвались и не могли не зарваться, отменяя буржуазно-демократические завоевания Октября. Де-факто они восстанавливают государственную религию и церковь, кару за богохульство, возвращают попов в школьные классы, тянут ручки к равноправию женщин (особенно этим пока отличились исламские клерикалы) и к равноправию национальностей (читайте мечты вслух и откровения националистов всех стран бывшего СССР).
Что же получается? Если Октябрь был эпохой соединения двух революций, демократической и социалистической, а это для марксистов бесспорно, то наша эпоха Реставрации или декоммунизации, наступившая с конца 80-х годов, является эпохой ДВУХ контрреволюций. То есть контрреволюции анти-социалистической и контрреволюции анти-демократической.
И если антисоциалистическая контрреволюция в основном победила, то вторая, антибуржуазная, находится в процессе и ещё не одержала окончательной победы. Хотелось бы думать, и не сможет победить полностью (по крайней мере, классики так считали). А сопротивляться по мере сил, разумеется, надо обеим.
Но тут тоже есть тонкость. Потому что либералы, прочитав такое, радостно потрут ладоши и скажут: ага! вот вы и поняли, что место левых — плечом к плечу в одном строю с Лёшенькой Навальным, репрессированным на 15 суток Леонидом Гозманом и отправившимися в скорбное изгнание Анатолием Чубайсом и Михаилом Ходорковским, словом, со всей либеральной российской буржуазией. А вот это чёрта с два! Уже в 1917 году русская буржуазия и либералы были насквозь контрреволюционны, и даже мероприятия демократической революции, вроде национализации церковного имущества, приходилось осуществлять не только не с ними, но и ПРОТИВ них. Однако тогдашние контрреволюционные либералы — практически безупречно алые голубки без единого тёмного пятнышка по сравнению с либералами нынешними, которые без колебаний солидаризируются с самыми отпетыми и отмороженными силами реакции, которые только можно сыскать в бывшем СССР и на нашей планете.
Так что левым сейчас, хотят они того или нет, придётся отстаивать завоевания буржуазно-демократической революции 1917 года. Но делать это придётся не только НЕ вместе с либералами и буржуазией, но и категорически ПРОТИВ либералов, против буржуазии, которая за прошедшие 105 лет поправела на 105 километров.
Вот такие дела... Однако в этом есть и положительная сторона. Которая заключается в том, что когда буржуазно-демократическую революцию делают левые, вроде большевиков 105-летней давности, то она имеет свойство на отметке «демократическая» не останавливаться, а двигаться дальше... дальше... дальше... :)
Глава «Российского Императорского Дома» на крейсере «Аврора». 8 ноября 2017 года
— Что тебе снится, крейсер «Аврора»?
— Кошмары наяву...