3040 метров. Всего на марше находимся 7 часов. Устали жестоко. Перепад высот в 1000 метров. Всё-таки я упорный. Или, нет – упоротый, сказать так будет вернее. Создаётся впечатление, что единственная приемлемая для меня форма существования – легкое и не очень безумие во всем. В походах, на тренировках, в мыслях в конце концов. Вот только зачем? Некоторые, вон, например, просто читают рассказы о том, как начать ходить в горы. Кто бы мне почитал более актуальное: как завязать с горными блужданиями и начать путешествовать по Индии?
Погода шепчет. Стараешься резво взбираться траверсом к леднику. Но взлёт крутой и идётся не очень легко.
Ветер усиливается, с неба сыплет то ли снег, то ли подобие града, но всё равно очень жарко – чувствую себя, словно стейк на сковородке. Облака накрывают вершину: бредём в неизвестность... В голове легкий сумбур и лезет всякая чушь о высоких материях, а также мысли о том, чтобы взобраться быстрее. Впрочем, как бы не хотелось, но действовать необходимо последовательно и неторопливо, чтобы количество информации, роящейся в моей голове, не превратило мой мозг в помойку.
Я успокаиваю себя иллюзиями. Но какими именно? Что я смогу отказаться от посещения других «миров» или от походов по краю? Или смогу себя хоть как-то обломать и переключиться на другое интересное занятие, вкидывающее в кровь те же самые ферменты и гормоны, что и наши похождения? Где-то спрятан жестокий самообман! Ясно же, что невозможно соскочить на уровень ниже. С изнуряющих маршей, сопряжённых временами с «выплёвыванием» легких, нельзя перейти только на «пляж». Такое «импортозамещение» по эмоциям будет сопоставимо с походом в гастроном за молоком. От «самокопания» отвлекает сыпуха, которая то и дело сползает вниз, увлекая твои ноги, а следом и тебя за собой.
Безусловно, в нашем возрасте такие походы – это попытка, да, что там, необходимость каждый раз «прыжка» выше головы. Ты ждёшь «прыжка» со жгучим нетерпением, но сам с каждым годом «прыгаешь» всё с большим трудом. Ты «прыгаешь» и «прыгаешь», хотя сил на «прыжок» всё меньше и меньше, а порой их уже и не остаётся. И однажды ты разбежишься только лишь для того, чтобы просто «прыгнуть», слабо оттолкнувшись от земли, по привычке, не надеясь на результат, а только на удачу. После чего, возможно, погибнешь.
Этот переход – от цветущей зелени, горной воды и воздуха, пахнущего ледниками – бьет наотмашь. Из меня словно кто-то хочет вытрясти душу, пытаясь заместить освободившееся место обыденной безнадёгой. Всё здесь выглядит одновременно и жутко, и прекрасно. Настолько, что я даже забываю фотографировать. Хочется остаться. 3556 метров.
Но надо торопиться, пока я совсем не загнулся: на спуске слишком легко переломать ноги. Помимо этого, немного будоражит мысль о трагедии на Куполе в августе 2015 года, когда 4 альпиниста замерзли насмерть при спуске. Сколько раз приезжал я сюда, предвкушая возможность «раствориться» и «исчезнуть» наверху? Никогда я не приезжал сюда одинаковым, одним и тем же. И возвращаюсь каждый раз всегда другим…
Возвращение – это не перемещение в пространстве. Это путь к самому себе. Чувствуешь, что сделал то, что должно было сделать. Ощущение должности и правильности того, что произошло, возвращает, как ни странно, к знаменитому моральному императиву Канта: ничего не важно, кроме звёздного неба над нами и нравственного закона внутри нас! Если ты уверен в этом, в том, что делаешь, то, действительно, будь, что будет!
Если судьба на самом деле управляет людьми и от нее нельзя никуда деться, то само сотворение мира является абсурдом. Получается, что отвергается мудрость жизни, теряется само понятие значимости человека. Если это так, то усердие и малое его проявление становятся одним и тем же, а вмести с этим уравниваются труд и лень, бодрствование и сон, сила и слабость, бунтарство и покорность. Нет, мне кажется, вера в судьбу – это тупиковый путь, а, тем более, полное уверование в это. Сильные духом этому подчиняться не должны.
В девять вечера собрался ужинать, но желудок с трудом держит чай. Первые звоночки были ещё на Куполе, но там меня спасал экстрим. Организм в условиях стресса справлялся с внутренними проблемами лучше. А сейчас вот совсем допрыгался. Как ни странно, но в мыслях всё-таки хочется жареного на костре мяса. Я – не вегетарианец, и посадить меня на одни салаты на долгое время не выйдет.
Спалось плохо. Снилось, будто бы меня поймал медведь.
- За кого пойдешь голосовать? – прорычал он, тряся меня, словно куклу, придавливая лапой шею. В его взгляде и манере общения явно угадывалось, что ответ «не пойду совсем» или «против всех» его категорически не устроит. Судорожно пытаюсь угадать, к какой партии он может принадлежать. Это принципиально важно: от этого может зависеть моя жизнь! К единороссам или к коммунистам? Шансы пятьдесят на пятьдесят. Если добавить ещё кого-то, то разброс мнений только усилится, а выбирать станет труднее. Впрочем, я склоняюсь к партии власти. Медведь ещё раз внимательно посмотрел мне в глаза:
- Всё ясно, враг народа, - вынес он свой вердикт. – Троцкист-утопист!
Я пытаюсь укусить его за лапу, но он только сильнее сжимает горло, и я просыпаюсь весь в поту. В избушке очень жарко. Лежу на полу, рассматривая, насколько это возможно в темноте, потолок. Да уж, не угадал. Хорошо, что это только сон. По всему выходит, что медведь оказался коммунистом. Ничего не имею против медведей и их политической ориентации. Но не очень нравится, когда меня пытаются убить, пусть даже и во сне. Если следующей ночью он заявится вновь, то я его загрызу. И пусть потом все говорят, что это случилось на почве политических разногласий…
В начале нашего маршрута я поставил себе цель! На тот момент, это казалось важным! Впрочем, теперь понимаю, что это не совсем правильно. Скажем так, я загадал желание. Попытаться обрести внутреннюю гармонию, когда доберусь до очередной вершины. Это сбылось с лихвой! Пройденный путь – это не просто физическое испытание и не повод кому-то что-либо доказать: ни себе, ни, тем более, окружающим. Этот путь стал очередным этапом долгого внутреннего поиска: поиском того, что для меня действительно важно. Люди редко останавливаются для размышлений: обычно они думают на ходу. А зря! Иногда остановиться совсем не вредно, особенно, если идёшь в неправильном направлении! Зачастую, чтобы понять, куда ты идёшь и увидеть общую картину, нужно удалиться от неё на достаточное расстояние, взглянуть на всё, как говорится, с высоты птичьего полёта. Горы дают эту высоту совершенно бесплатно, а ещё – тишину, в которой можно наконец понять, что самое важное всегда было перед тобой, буквально перед твоим носом. И не существует никакого специального места для обретения спокойствия: оно внутри нас и открывается сразу, как только в голове рассеивается туман городской суеты и бессмысленной спешки. Просто в водовороте кричащих лозунгов, продающих тебе красивую жизнь в обмен на твоё время, ты легко забываешь путь в это место. Остановись на минутку, осмотрись по сторонам, спроси себя: то ли впереди будущее, которое ты по-настоящему желал?! Или ты просто волочишь ноги в неопределённость? Если в твоей голове появилась хоть капля сомнения, то горы – это как раз то место, куда тебе, друг, очень нужно! Будь собой, остальные роли уже заняты.
Поднявшись на вершину, мы возвышаем свою душу и мечту. На сколько хватает глаз, перед нами расстилается в молчании и таинственности мир снега и скал, где символом жизни являются воля и вера. А ещё приходит понимание насколько важно простое человеческое общение: чувствуя поддержку партнёра, ты сможешь взойти на любые вершины, и они могут быть не только горными.
"Ни трассы, ни бетон, ни пыльный, шумный город,
Ни офис – тот, что ты когда-то выбрал сам…
Закрыв глаза, ты вновь рисуешь в мыслях горы,
Их пики и хребты, что рвутся к небесам.
Там воздух так звенящ и ветер так свободен,
И так покоен дух недвижных, мощных тел,
Что ты, устроив жизнь и к ней привыкнув вроде,
В горах осознаёшь – другого ты хотел!
Не ты ли так мечтал добраться до вершины?
Коснуться облаков, воскликнуть громко «Ах!»,
Увидев эдельвейс, разросшийся обширно
Среди больших камней в нетронутых лугах.
Там МИР (а не мирок – практичный и капризный),
Там статус ни к чему и твой карьерный рост.
Он полон чистоты, любви, авантюризма,
Непостижимо мудр, невероятно прост.
Там можно быть собой и говорить «не в тему»,
И высказаться вслух себе же самому:
Ты просто человек, свободный от системы,
И мир тебе не враг, и ты – не враг ему".
Первая часть здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/622d3ec07d728d3bad6a9a9c/meniaia-jizn-na-mechtu-6304dc94da85ba3c6d6b675c
Вторая: https://zen.yandex.ru/media/id/622d3ec07d728d3bad6a9a9c/meniaia-jizn-na-mechtu-ch2-630ae30106be9b300a1f38b0