Рассказываю о выставке, которая влюбила меня в Виктора Цоя по полной программе. Если раньше я просто любила его голос и музыку группы «Кино», то теперь я могу сказать: «Я люблю Виктора Цоя».
Биографическая выставка приурочена к 60-летию Виктора Цоя, чей день рождения приходится на 21 июня 1962 года. К сожалению, мы потеряли эту неординарную личность 15 августа 1990 года.
Особенность выставки в том, что она аудиовизуальная. На входе нам выдали наушники и телефон, запрограммированный так, что, когда мы подходим к стенду со значком wi-fi, начинает проигрываться определенный звуковой фрагмент, который соответствует видео-сопровождению на стенде (если таковой имеется). Когда мы находились вне зоны стендов со значком wi-fi, играла музыка группы «Кино». И в каждом зале музыкальное сопровождение было разным.
Если честно, я очень редко проявляю внимание к биографиям. Так, и о Викторе Цое до выставки я почти ничего не знала, потому что целенаправленно ничего не читала. Выставка позволила мне изучить, насколько это было возможно, жизнь человека, которого уже не стало до моего рождения, а маме – жизнь человека, который становился звездой в ее юности.
Зал 1-й
В первом зале была представлена общая биографическая информация. Мы рассмотрели фотографии различных периодов жизни – и детские, и уже сценические.
Всегда больше внимания уделяю документам. Так, из подписи к зачетной книжке мы узнали, что Виктор учился на художника-оформителя в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова, откуда был исключен через год за неуспеваемость. Однако, есть мнение, что настоящей причиной стало то, что он состоял в тусовке ленинградских панков, которые вели себя неподобающим образом. Например, ловили голубей и раскрашивали их под попугаев, выливали только что купленное пиво друг на друга. За такое всю компанию нередко задерживала милиция. Далее Виктор поступил в СГПТУ №61 на резчика по дереву, и в этот раз успешно закончил обучение.
Был представлен и военный билет, откуда я узнала, что Виктор выбрал считать себя русским (его мама была русской, а папа – корейцем), не состоял ни в партии, ни в ВЛКСМ (что неудивительно, учитывая написанное выше). Во время призыва, 1983 год, во всю шла Афганская война, и понимая риски быть отправленным туда, Виктор предпочел «откосить» от армии, сымитировав маниакально-депрессивный психоз. Подробнее читайте на фото в карусели.
Мы увидели несколько картин Виктора, однако этой творческой области был посвящен отдельный зал, до которого позже дойдет очередь.
Чтобы развиваться в музыкальном направлении и делать песни группы «Кино» лучше и лучше, Виктор Цой не только слушал музыку иностранных исполнителей, но и переводил тексты их песен с английского языка. Так он выучил английский язык на таком уровне, что мог общаться с иностранцами и даже давать интервью.
На образ Виктора и самой группы повлияли фильмы с Брюсом Ли. Виктор моментально стал поклонником Брюса Ли, увидев фильмы «Кулак ярости» и «Выход дракона», и пользовался любыми предлогами, чтобы посмотреть их снова! От Брюса Ли он перенял философию и подход к профессии. Если говорить про визуальную составляющую, то тут Виктор перенял царапины на щеке – рисовал их для выступлений на сцене. Подробнее читайте в карусели.
Здесь же мы узнали о дружбе русских рокеров с Джоанной Стингрей. Джоанна впервые посетила Ленинград в 1983 году, и познакомилась сначала с Борисом Гребенщиковым. Она была очарована русским роком, и потом еще часто прилетала и подолгу находилась в СССР, оказывая всяческую помощь советским музыкантам. Имя Джоанны Стингрей часто упоминалось на выставке. И одну из историй вы можете прочитать на фото в карусели.
В конце зала мы обнаружили стерео-варио изображение Виктора. Очень здорово смотрелось в зале, нельзя было не запечатлеть (гифку вставила в конце статьи).
Зал 2-й: Камчатка
С осени 1986 по 1988 годы Виктор Цой работал кочегаром в котельной, которую в народе называли «Камчаткой». График сутки через трое был привлекателен тем, что и на жизнь хватало, и времени было много для написания песен, репетиций и концертов. Именно здесь состоялись первые концерты группы «Кино», и здесь впервые Виктора запечатлела камера.
Зал 3-й: Фонотека
В этом зале мы увидели все альбомы группы «Кино». Всего студийных альбомов восемь, и они были представлены в хронологическом порядке. В каждом альбоме была выделена одна песня – именно ее можно было услышать, подходя к секции конкретного альбома. Последний, «Чёрный альбом», издан уже после гибели Виктора Цоя. Остальным участникам группы пришлось потрудиться, чтобы дописать альбом на основе демоверсии, записанной летом 1990 года.
Также были представлены факты о написании альбомов и песен. Читать было очень интересно!!! И, видимо, я сфотографировала самые забавные факты, об альбоме «46» и «Звезда по имени солнце» – читайте в карусели )) Еще мы увидели тетради и просто листы с текстами песен, написанными Виктором Цоем.
В зале присутствовали три гитары Виктора и различная звукозаписывающая аппаратура. И тут снова всплывает имя Джоанны Стингрей. Она привезла из США портативную студию Yamaha, и с тех пор группа обрела независимость в плане как и когда писать музыку, сколько раз записывать и прослушивать свои записи. Теперь они могли творить каждый день!
Зал 4-й: Планетарий
Интересное название и оформление зала о людях-спутниках группы «Кино». Тут можно было и почитать о них, и увидеть фото, а с кем-то даже посмотреть видео с воспоминаниями о Викторе Цое, включая видео с его сыном, Александром Цоем. Кстати, внешне совершенно на отца не похож :) Ох уж эти непредсказуемые гены :)
Тут меня посетила мысль, что это конец выставки, но это была даже не половина. В этом зале я прочитала почти каждую табличку, а мама уже нетерпеливо ждала меня в следующем.
Зал 5-й: Стиль
В зале были представлены восстановленные образы Виктора Цоя со сцены и из фильмов. Как говорилось в описании к залу, после гибели Виктора все его личные вещи сложили в коробки, как в капсулы времени, большая часть которых не открывалась 30 лет. Семьей Виктора и кураторской группой выставки было принято решение представить вещи публике в том состоянии, в каком они хранились все эти годы. И я рада такому решению.
Тяжело создавать свой образ, когда ты творческий человек, но у тебя нет инструментов для его реализации. О формировании стиля Виктора Цоя можно посмотреть специально подготовленное к выставке видео по ссылке. Кстати, в нем говорится, что Джоанна Стингрей также повлияла на стиль всех участников группы, да и вообще там много всего интересного рассказывают ))
Еще в зале были картины Виктора, на которых мы можем увидеть рисунки с обалденными образами. Понравившиеся сфотографировала.
Зал 6-й: Игла
Зал посвящен фильму «Игла», где Виктор Цой сыграл главную роль – Моро. К интересным фактам можно отнести то, что Виктор сам выбирал образы для своего героя, а еще группа «Кино» исполнила несколько саундтреков к фильму. Честно говоря, не смотрела этот фильм, но планирую.
А в 2010 году вышел фильм «Игла Remix». Новые сцены, где должен был участвовать главный герой, были отрисованы студией Doping-pong. Рисовка крутая!
Отдельного внимания здесь заслуживает зона с шарами, где показан Моро из финальной сцены фильма. Потрясающее оформление!
Зал 7-й: Искусство
Это помещение лучше назвать галереей, так как в нем представлены картины Виктора Цоя. Оказывается, Виктор продавал свои работы на ленинградской толкучке, постоянно участвовал в выставках друзей-художников. Однако изобразительное искусство было для него скорее хобби, так как он не пытался получить статус художника или попасть в Союз художников, чтобы получить мастерскую и талоны на краски.
На второй гифке вы можете увидеть, что на некоторых картинах персонажи изображены в одном стиле. Мне кажется, что у них могло бы быть будущее в комиксах или иллюстрациях к чему-нибудь.
На одном из стендов были выложены материалы для рисования. Мое внимание привлекла табличка к акриловым фломастерам, на которой говорилось, что Виктор был очень бережливым, и из 32 фломастеров, привезенных из-за границы, открыл только три: розовый, фиолетовый и оранжевый. Именно эти фломастеры он использовал для написания картин «Автопортрет» и «Дорога». Последнюю вы видите ниже.
С самым минималистичным шедевром «Картину нарисовать не успел» и историей его создания можете ознакомиться ниже :)
Зал 8-й: Открытие Америки
Тут мы узнали, что Виктор Цой не единожды бывал в США и даже в Японии. Первый раз по приглашению Джоанны Стингрей, а второй – для участия в кинофестивале независимого кино Sundance, где был показан фильм «Игла» и выступила группа «Кино» в составе Виктора Цоя и Юрия Каспаряна.
Тут же рассказывается о том, как Джоанна Стингрей помогала советским музыкантам продвигаться за рубежом и даже выпустила альбом с их песнями Red Wave, хоть их музыка и вывозилась контрабандой! Подробнее читайте в карусели.
Еще один забавный экспонат – банка супа с автографом художника Энди Уорхола, привезенная Джоанной Стингрей. Историю банки читайте ниже. Как вы поняли, она осталась нетронутой, как фломастеры :)
У Виктора Цоя была видеокамера, и за границей он много снимал, но не столько мир вокруг или себя, сколько рекламу, в которой черпал вдохновение. Такой вот привлекательной она ему казалась, тогда как в СССР рекламы еще не существовало. Далее в карусели можно увидеть фотографии и предметы, привезенные из-за границы.
Зал 9-й: Тур по Союзу
Масштабный тур группы «Кино» прошел с февраля по июнь 1990 года, охватив 25 городов СССР. Всего состоялось 79 концертов, и почти все на спортивных стадионах, собирая от 10 до 70 тысяч зрителей. В зале мы увидели световую аппаратуру, концертный мерч, письма фанатов и даже антифанатов.
Зал 10-й: Цитадель смерти
«Цитадель смерти» – название сценария Рашида Нугманова, которому не суждено было стать фильмом. Рашид Нугманов, режиссер фильма «Игла», восхищался Виктором Цоем и планировал снять фильм «Цитадель смерти» тоже с его участием. Однако, Виктор погиб, и работа над сценарием прекратилась, так как Рашид Нугманов не хотел видеть в главной роли кого-либо еще. Подробнее об идее читайте в карусели.
Зал 11-й: Жизнь после жизни
Вот и последний зал. Что оставил после себя Виктор Цой, ушедший всего в 28 лет? Музыкальное наследие, которое актуально и по сей день, и находит отклик в душах людей не только из стран СНГ, но и со всего мира.
Здесь же можно было оставить послание Виктору Цою. Так как мы посетили выставку 28 июня (а открылась она 15 января), местечко для своих надписей найти было сложновато, но мы справились! :)
Я действительно верю, что Виктор Цой повлиял на изменения, которые произошли в истории нашей страны.
Впечатления о выставке
Итак, на выставке мы провели около 3 часов. Получилась увлекательная и познавательная прогулка.
На гифке выше вы можете увидеть, что я немного грустная. Выставка справилась со своей задачей погрузить посетителя во времена жизни Виктора Цоя. Вот только сначала ты проживаешь несколько часов «бок о бок» с Виктором, проникаешься его творчеством, интересами и взглядами на жизнь, а потом снова возвращаешься в реальность, в которой его нет...
И теперь, когда я так много узнала о нем, мне еще больше жаль, что Виктор Цой не застал тех самых перемен, которых ждал, ведь для него открылся бы целый океан возможностей по всему миру. Но теперь нам остается лишь гадать, в каких еще сферах он бы состоялся как профессионал и новатор.
Благодарю кураторскую группу за организацию потрясающей выставки! Первый плюс выставки в том, что она аудиовизуальная, о чем я писала в самом начале. Возможно, если бы не аудиовизуальное погружение, я бы не так сильно прониклась преподносимой информацией; а так, ходишь, слушаешь песни «Кино», смотришь фрагменты интервью и никто не мешает тебе разговорами. А тематическое деление залов – удачное решение, которое позволило сфокусироваться на конкретных сторонах жизни Виктора Цоя.
И, конечно, спасибо семье и близким друзьям Виктора Цоя, которые предоставили его личные вещи и поделились своими воспоминаниями. На самом деле удивительно, что так много вещей сохранилось, даже такие, которые могли бы показаться незначительными. Но, видимо, любовь к Виктору была и остается настолько огромной, что любая вещь, связанная с ним, несет неизмеримую ценность даже 32 года спустя.
_____________________________________
Обещанная гифка со стерео-варио изображением:
#викторцой #группакино #выставка