Весной в Нижегородскую область приходят туманы. Под покровом сумерек они заползают в леса и парки, пробираясь между деревьями, чтоб затаиться там, поджидая заблудшего путника. Низины и канавы наполняются плотной молочно-белой дымкой. Медленно, но уверенно она поглощает собой всё, что только может встретиться у неё на пути.
Лесная тропа резко сворачивала у ржавых ворот, превращаясь в широкую дорогу. На гнутых металлических прутьях просматривались красные звёзды. В сторожке было пусто.
- Туда?
- Видимо...
В белой пелене виднелись постройки - останки некогда бывшего здесь детского оздоровительного лагеря. Привычная картина для исследователя покинутых мест, но туман...
Туман заползал в дверные проёмы, выливался из чёрных оконных дыр. Гулял между высокими стволами сосен, окутывая их молочным покрывалом. Словно живой, он встречал нас, расступался, указывая направление. Туда, где за редкими кустиками еле-еле просматривались очертания огромного самолёта.
Будто текстуры в компьютерной игре, перед нами постепенно прогружался Ту-104.
Ту-104 - первый реактивный пассажирский самолёт в СССР и второй в мире. Помимо пассажирских перевозок, модификации 104-ки участвовали в космической программе. На базе этого лайнера оборудовали три летающие лаборатории - Ту-104АК. Эти ЛЛ были необходимы для исследований переносимости человеком невесомости. Кратковременная невесомость (25 секунд) образовывалась при манёвре "горка". Впоследствии на ЛЛ проходили испытания космического оборудования.
А что если те, кто собирал на соседнем здании мозаику в честь покорителей космоса, знали о вкладе Ту-104 в космическую программу?
Рядом с Ту-104 расположился Ли-2. Было неожиданно встретить эту легенду в нижегородских лесах. Он сгнил настолько, что крылья на подпорках прогнулись. Корпус сделан из дерева, и только обшит металлом.
Ли-2 - военно-транспортный самолёт времён Второй Мировой войны. По факту это Douglas DC-3, строившийся по лицензии в СССР. В послевоенное время эксплуатировался как пассажирский самолёт средней дальности.
Справа от Ли-2 и Ту-104 - МиГ-19 и МиГ-17. Сейчас ими никого не удивишь: эти истребители повсеместно встретить в качестве памятников.
МиГ-17 первый из серийных истребителей достигал скорости звука, но для боевых полётов был околозвуковым. Строился с 1951 по 1969 год.
МиГ-19 - продолжение МиГ-17, первый серийный сверхзвуковой самолёт в СССР. Как и Ту-104, строился с 1955 по 1960 год.
Учитывая примерно одинаковый возраст самолётов и годы строительства лагеря, сразу задумываешься, откуда могли взяться эти железные птицы посреди леса. Ведь тащить целиком Ту-104 через небольшую речушку - непростая задача. Кстати говоря, эта территория, вместе с мозаикой, принадлежит отнюдь не "Сайлент-Хиллу", а действующему ДОЛ. Но какие дети будут в лагере ранней весной?
А на самолётах - ни единого следа демонтажа конструкций. Будто они своим ходом прибыли на последнюю стоянку. И стоило взглянуть на карты, как стало понятно: сами.
А потом оградили их заборчиком, таблички поставили... И лагерь построили. И бегают сейчас детишки, играют в мяч на длинном футбольном поле - останках старой заросшей взлетно-посадочной полосы.
#авиацияссср #заброшенныеместа #заброшенное #нижегородскаяобласть