Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлых публикациях мы перешли ко второй книге Нового завета - Евангелию от Марка, и сразу заметили, что его способ передачи событий более сжатый и динамичный, чем в Евангелии от Матфея, как минимум, пока. Посмотрим, что будет дальше.
На очереди у нас четвертая глава. В ней Иисус говорит притчами, а на вопрос учеников, так же как и в предыдущем Евангелии, отвечает, что всем подряд не нужно знать тайны Царства Божия, только апостолам:
“И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах” [Марк. 4:11].
И добавил:
“так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи” [Марк. 4:12].
Получается, что всем остальным тайны знать не надо, они все равно не поймут, но грехи им простятся, даже если не обратятся?
В той же притче, а точнее в ее разборе для апостолов, упоминается “сатана”, который похищает посеянное слово:
“Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их” [Марк. 4:14-15].
Получается, если человек не верит слову Божию, в этом виноват сатана.
Христос утверждает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным:
“Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!” [Марк. 4:22-23].
Дальше говорит примерно то же, что у Матфея звучало как:
“Не судите, да не судимы будете” [Матф. 7:1],
а именно:
“И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет” [Марк. 4:24-25].
При чем стих 25, практически слово в слово повторяет то, что записано было у Матфея в 13 главе, стих 12.
В другой притче Спаситель уподобляет Царство Божие горчичному зерну, когда его сеют в землю, оно маленькое, а вырастает огромным деревом. Вы знали, что речь идет не об обыкновенной горчице, а, именно, о горчичном дереве, которое по-научному называется Сальвадор персидский?
Вечером Иисус со спутниками сели в лодку, чтобы переправится по морю, но разыгралась буря, которую Христос остановил:
“И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина” [Марк. 4:39],
так же как и в 8 главе Евангелии от Матфея.
В следующей публикации нас ждет 5-ая глава Евангелия от Марка.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь