Найти в Дзене
Homo Cogitans

Какие принципы свободного воспитания Л. Н. Толстого актуальны и по сей день?

Оглавление

Рубрика #педагогический_ликбез.

Л. Н. Толстой за работой в своём кабинете. 
Ясная Поляна, 1909 г. Фотография Владимира Черткова.
Л. Н. Толстой за работой в своём кабинете. Ясная Поляна, 1909 г. Фотография Владимира Черткова.

В центре педагогической концепции Л. Н. Толстого всегда находится ребёнок, поэтому система дидактических принципов свободного воспитания выстраивается с учётом этого факта.

Следует отметить, что писатель искренне возмущался системой образования, выстроенной на тот период времени не только в России, но и в Европе. Так, Толстому претила постоянная зубрёжка, оторванность программ обучения от реальной жизни, сложившаяся система наказаний (в том числе физических), запугивание детей и пр.

Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, — только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придётся жить.

Принцип связи обучения с жизнью

Оторванность образования от жизни, по мнению Льва Николаевича, снижает желание (мотивацию) у ребёнка учиться, познавать новое. Писатель в своей Яснополянской школе стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды на те или иные вещи. Для этих целей применялся метод анализа примеров и ситуаций из реальной жизни. Более того, Л. Н. Толстой предлагал включать в учебные занятия материал о русской природе и месте проживания, об истории русского народа и его быте, но важно, чтобы информация подавалась доступным для детей образом.

Принцип прочности усвоения знаний

Опираясь на труды великого русского физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Элементы мысли», Толстой полагал, что главнейшей предпосылкой, обуславливающей прочность усвоения знаний, является формирование понимания учебного материала ребёнком. Если учащийся не понял смысл, не осознал значимости предлагаемой ему информации, то в скором временем она (информация) естественным образом забудется. Кроме того, существенными признаками прочного знания Л. Н. Толстой считал умение связывать части знания в целое, устанавливать причинно-следственные отношения явлений, а также умение объяснить и разъяснить другому то, что самому ясно и понятно.

Принцип сознательности и активности

Толстого можно по праву считать основоположником деятельностного подхода в образовании, поскольку писатель настаивал на активных формах получения новых знаний. Более того, он считал, что только сознательное, творческое, деятельностное обучение может привести к развитию самостоятельности у ребёнка.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребёнке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов.

Принцип природосообразности

Поскольку естественное стремление любого человека — удовлетворение потребности в познании, то образование не может даваться насильно. Чтобы обучение шло легко и гладко, необходимо подбирать такие методы и приёмы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка. В противном случае, по мнению Льва Николаевича, познавательная активность детей падает; возникают непонимание, страх, скованность и равнодушие по отношению к процессу образования.

Принцип доступности

Под доступностью обучения Толстой понимал соблюдение двух условий: во-первых, учебный материал должен объясняться ученикам не только доступно, но и в занимательной (увлекательной) форме; во-вторых, ребёнок должен быть готов воспринимать новую информацию (по словам писателя, «чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях»).

_______________________________________

Как видите, дидактические принципы свободного воспитания Толстого актуальны и по сей день. Сверх того, они соотносятся с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, ожиданиями родителей и потребностями учеников.

Кстати, о том, каким был педагогический путь великого русского писателя можно прочитать в моей предыдущей статье здесь.