Найти тему
My Music Memories

Разбираем Nazareth. Expect No Mercy (1977) - девятый вал?

Приветствую! Продолжается наша эпопея с разборами альбомов Назарет, и сегодня на очереди пластинка 1977 года - Expect No Mercy.

Фото пластинки (здесь и далее - изображения из Интернета)
Фото пластинки (здесь и далее - изображения из Интернета)

Пластинка "Не жди пощады" встречает нас достаточно агрессивной, но привлекательной обложкой, как бы намекающей, мол, ну, ребята, держитесь, тут будет мясо! С такой обложкой Назарет с удовольствием приняли бы в ряды хэви-металлистов тех лет. Но была ли здесь так же тяжела музыка, как и визуальное оформление?

На мой взгляд, этот альбом практически встал в одну линию с Hair of the dog. Почему практически: переплюнуть успех не так давно вышедшего первого по-настоящему прорывного альбома как в коммерческом плане, так и в плане содержательном очень непросто, а Назарет в 1977-м еще не сделали чего-то совсем уж нового и не похожего на свой прежний материал. По сути все, что началось с "Разаманаза", было выполнено в похожем стиле (хард-блюз-рок), поэтому все пластинки этого периода представляют собой единый звуковой монолит.

Почему же тогда я выделил бы как похожие Hair и Expect? Оба альбома очень напористые, рифовые, баллад мало (особенно в Expect), песни в целом запоминаются и звучат хитово.

Из тех отзывов на альбом Expect No Mercy, что мне встретились, я понял, что люди в целом любят эту пластинку, но отмечают, что она "проседает" к середине, а с "Busted" опять набирает обороты. Что ж, давайте проверим.

1. "Expect no mercy". Отличная заглавная песня, риф заводной и в то же время танцевально-дискотечный! На это, кстати, указывают и попсовые бэк-вокальные вставочки в припеве, без которых песня, наверно, не имела бы такого блеска. Сразу отмечу: обратите внимание на звучание основной гитары в каждой из песен - она везде звучит по-разному с точки зрения тембра. В этой песне гитара глухая (а ля "под старину"). Это никоим образом не портит ее звучание, но свою лепту в общий характер звучания песни это вносит.

"Expect" - одна из моих любимых песен Назарет, абсолютный балдеж.

2. "Gone Dead Train". Балдеж продолжается) Поймал себя на двух мыслях. Во-первых, у Назарет в композициях столько блюза (структуры, квадраты, гармонии), что даже если вы ненавидели все блюзоподобное раньше, после прослушивания Назарет вы точно измените свое мнение, ибо он (блюз) от вас не отстанет, и полюбить его точно придется! Во-вторых, я задумался, как правильно переводится название этой песни? Моя версия - "поезд, ушедший навсегда", если я не прав, напишите, пожалуйста, в комментариях.

3. "Shot me down". Классическая назаретовская баллада - красивая, напевная, мажорная, с запоминающейся фразой (по которой песня и названа). Хорошее соло здесь - простое, повторяющее мелодию, очень в тему.

4. "Revenge is sweet". Вот эту песню надо было назвать "Gone dead train"! Ритм такой, будто поезд мчится по рельсам. К вопросу о гитарных тембрах: обратите внимание, как сухо здесь звучит соло.

5. "Gimme what's mine". Риф в духе фанкового Deep Purple, мне одному так кажется? С 01:40 начинается другая часть, по музыке будто отсылающая к заглавной песне - интересно, это совпадение или концепция?

6. "Kentucky fried blues". Риф супер! Качает очень сильно. Звучит резко, сухо, а потом еще и вторая партия заходит, и это уже полный стереоразнос! Ближе к концу добавляется тарелка "райд", по которой настукивается синкопирующий ритм, и грув песни доходит до абсолютных 100%!

Фото музыкантов с внутреннего конверта пластинки
Фото музыкантов с внутреннего конверта пластинки

7. "New York broken toy". Продолжается фанковая тема, риф звучит очень драйвово. Тут же и длинное гитарное соло (что на последних альбомах встречается не слишком часто).

8. "Busted". Кавер на Рэя Чарльза. Надо сказать, что Дэн спел очень близко к оригиналу. Но все же оригинальная версия мне ближе, она и динамичнее, и более "сочно" звучит с точки зрения инструментала (основная мелодия на духовых тут "решает"). Сравните сами:

9. "Place in your heart". Еще одна баллада - как обычно, светлая и красивая, без всякой пошлятины!

10. "All the king's horses". Что-то отдаленно напоминает первые два альбома группы, хотя по сути, опять же, все блюзово и размеренно. Мощный многоголосый припев.

11. "Greens". Рок-н-ролл (кажется, первый в этом альбоме). Типичный для Назарет, да. В середине звучит интерлюдия на ирландский мотив.

12. "Desolation road". Прекрасное завершение альбома, с классными ритмом, рифами и соло-вставками (в проигрышах, начинающихся после первого припева). Бас грувит очень мощно!

Что имеем в итоге? Не выйди у Назарет в 76-м "Собачья шерсть", этот альбом, вероятно, смог бы повторить его судьбу - отличная хард-рок пластинка. Рифов куча и все мощные (да, похожие друг на друга; да, простые - но в этом, возможно, и был залог успеха в данном жанре и в тот период времени). Если я правильно понял, кавер тут только один, а это уже хорошая тенденция (вспомните, сколько их было на предыдущих альбомах). Проседает ли пластинка к середине? Да, есть такое - вернее, не проседает, а как-то зацикливается на одной стилистике (а по сути - эмоциональной ноте).

#nazareth #hard rock #rock #classicrock #рок-музыка #рок-н-ролл #музыкальныеальбомы #музыка