Найти тему

3 сентября...1880 года - День рождения трамвая (142 года назад)

Федор Пироцкий и его первый прототип трамвая
Федор Пироцкий и его первый прототип трамвая

3 сентября 1880 года Федор Пироцкий продемонстрировал первый в России электрический трамвай. В Петербурге - впервые в России, да и во всем мире - состоялся запуск настоящего трамвайного вагона, переделанного из вагона конки с империалом.

В 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, была проверена возможность движения трамвайного вагона "электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона".
Трамвай конструкции Пироцкого
Трамвай конструкции Пироцкого

«Горожане были в восторге от новинки, Ф.А. Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу. Изобретателю пожимали руки, поздравляли… Увы, все это оказалось преждевременным», — приводят цитату автора книги «Этот новый старый трамвай» Я.Г. Годеса на сайте «Электротранспорт Санкт-Петербурга».

Несмотря на то что изобретение Ф.А. Пироцкого обладало очевидными преимуществами перед конками (трамвай отличался более быстрой ездой, в него помещалось бóльшее число пассажиров, а главное, для его движения не нужно было содержать лошадей), оно понравилось не всем, в особенности были против этого транспорта владельцы конок. Для переоборудования конки в трамвай им пришлось бы вложить значительные средства, а дополнительных выгод они для себя не видели.

Как бы ни хотели Ф.А. Пироцкий и жители Санкт-Петербурга заполонить трамваями весь город, осуществлению желаемого мешал действующий контракт с владельцами конно-железной дороги. До истечения его действия запустить трамвай по улицам Санкт-Петербурга было невозможно. По наступлении холодов вагоны на электрической тяге пустили по льду Невы. Владельцы конок даже подали в суд на городскую управу, но в условиях договора было сказано лишь про трамваи на улицах города, про реки и каналы — ничего. Осложняло запуск трамваев в городе на Неве еще и то, что некоторые мосты могли не выдержать веса трамвая с пассажирами и требовали дополнительного укрепления, что потребовало времени.

Мост в Санкт-Петербурге 1887 год
Мост в Санкт-Петербурге 1887 год

Из-за недостатка финансирования Ф.А. Пироцкий не стал продолжать эксперименты, но его изобретением заинтересовались за границей. Уже в 1881 г. немецкий инженер и предприниматель Карл Сименс запустил в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию, а сам вагон своим внешним видом очень напоминал вагон русского изобретателя.

Постоянное курсирование электрических трамваев в Российской империи началось лишь в 1892 г., но это произошло не в столице, Санкт-Петербурге, а в Киеве. Таким образом, хотя трамвай и появился впервые именно в Санкт-Петербурге, город смог его опробовать в деле лишь в 1907 г., после запуска трамвая в 26 других российских городах.