Вероятно, одной из самых одиозных личностей является герой Гражданской войны Григорий Котовский. В его биографии столько тайн и нестыковок, что историки до сих пор не могут понять, где правда, а где вымысел.
Наверное, на все вопросы смог бы ответить только сам Котовский. Но даже того, что известно на сегодняшний день, хватит, чтобы сделать несколько удивительный вывод. Котовский, по своей сути, это практически Остап Бендер Гражданской войны.
Биографические тайны и «Атаман Ада»
Год рождения, как и место, Котовский менял, как офицеры перчатки. На самом деле Гриша родился и вырос в семье достаточно обеспеченных родителей, живших в Бессарабии. Поэтому Котовский всегда и называл себя «бессарабом».
Уже с отрочества проявлял лидерские качества, в 1900 году за обольщение жены помещика (у которого работал практикантом) был с позором изгнан.
Далее начинается чисто уголовная биография – у очередного помещика украл 200 рублей и был изгнан, затем 77 рублей, за которые на него было подано заявление в суд. В общем, Гриша набирался опыта далеко не революционного, как он рассказывал позднее, а уголовно преступного.
Первый срок, четыре месяца, получил за подделку рекомендательных писем. Затем за кражу попал в тюрьму. Достоверно известно, что с декабря 1903 года Котовский стал одним из лидеров преступного мира.
С началом русско-японской войны Котовский старательно прятался от призыва, примкнув к эсерам, но не повезло. Поймали и отправили служить. Правда, Гриша скоро убежал опять, действуя «в уголовном подполье».
Вскоре Котовский уже был главарем серьезной банды, совершавшей налеты и грабежи. К слову, награбленным часто делился с бедняками, за что среди них имел непререкаемый авторитет. Любил Гриша и позерство, назвав себя «Атаман Ада», а при каждой экспроприации громогласно заявляя – «Я Котовский! Я Котовский!».
Так, будущий герой войны стал очень известным уголовным авторитетом. Он неоднократно был пойман, бежал, опять пойман. А слава уголовника Котовского гремела все громче и громче.
Достаточно сказать, что в 1916 году в газете «Одесская почта» Котовскому была посвящена целая статья «Легендарный разбойник». Правда, в этом же году легендарного разбойника арестовали, и ему ясным светом сияла смертная казнь.
Пламенный воин с георгиевским крестом
Сидя в камере смертников, Котовский забросал всех, кого мог, прошениями о помиловании. Он даже написал жене знаменитого генерала Брусилова:
оставляю после себя такой ужасный нравственный багаж, такую позорную память и испытывая страстную, жгучую потребность и жажду исправить и загладить содеянное зло...
И… Котовского не расстреляли. А тут грянула Февральская революция. Он, чтобы освободиться из Одесской тюрьмы, уверял, что он на революционной работе уже с 1905 года. Более того, как авторитетный уголовник он получил право выхода из тюрьмы на время, начав шантажировать местные власти, что если его не выпустят, он поднимет в тюрьме бунт.
Гриша настолько всех достал, что 5 мая 1917 года его освободили и сразу же отправили на фронт. Там Котовский отличился, заработав Георгиевский крест и чин прапорщика. Правда, как оказалось позднее, чин был унтер-офицера, а крестом Гриша наградил себя сам. Так сказать, за сообразительность.
После Октябрьской революции – темное пятно. Сам Котовский уверял, что строил советскую власть в Одессе, а потом, утомившись, опять создал банду, которая стала успешно гонять румынские войска.
Герой Гражданской войны
Банда Котовского успешно действовала вместе с «красными», постепенно превратившись в «Партизанский революционный отряд». С этого момента и стал уголовный авторитет пламенным борцом за светлое будущее. Правда, когда Германия и Австрия вновь двинулись на Одессу и Киев, революционные партизаны исчезли в туманной дали, а сам Котовский растворился.
В общем, в самый тяжелый период для советского государства, 1918-1919 года, Гриша отсиживался в Одессе, работая вместе с известным вором Япончиком.
Котовский вновь создал отряд, который занимался грабежами. Вместе с Япончиком организовал в Одессе восстание, с которым белогвардейцы справиться не могли.
Кстати, когда белые стали покидать Одессу, у них кто-то увел весь золотой запас. Народная молва гласила, что это дело рук Гришеньки. После установления в Одессе советской власти он уверял, что был года был на «подпольной работе» и даже просил восстановить ему партийный стаж с 1917 года.
Дальше ему улыбнулась фортуна, подарив должность командира конного отряда 44-го стрелкового полка 3-й украинской советской армии. Чтобы решить вопрос с конями, которых не было, Гриша с подельниками просто сплавали в Румынию и увели 90 лошадок.
Ну а дальше уже пошел карьерный взлет героя, от командира пехотной дивизии до командира левой резервной колонный из двух бригад во время марша по тылам под руководством Якира. После ранения 16 июля 1920 года Котовский на некоторое время выбыл из строя.
Затем, в относительно мирное время Котовский занялся подпольным бизнесом, имея только мельниц 23, а 2-й конный корпус, которым командовал Гриша, занимался отловом бродячих животных, которых потом продавали на мыловаренные заводы.
Возможно, бравый герой кому-то перешел дорогу, или кто-то решил, что хватит, но пуля приближенного Япончика остановила жизненный путь авантюриста в ночь с 5 на 6 августа 1925 года. Странно то, что убийца был осужден на 10 лет, но спустя два года выпущен. Правда, вскоре его отправили на тот свет подчиненные Котовского.