(В продолжение предыдущего поста от литературной моде).
Трудно найти писателя, который до такой степени как Сергей Довлатов был бы творением литературной моды. Он же стал и её жертвой.
В 90 -ые и позже все, кто хоть краем мизинца причислял себя к интеллигенции , зачитывались Довлатовым. А почему нет? Читать его, казалось бы, так же легко как букварь, где " мама мыла раму". Пишет короткими фразами, просто, остроумно, живо. Множество афоризмов и анекдотов, блестящих зарисовок, которые с лёту запоминаются и которыми при случае можно щегольнуть в гостях у Пронькиных. В то же время понимаешь, что это тебе не сборник анекдотов "Тещин язык", а литература с большой буквы, и ты, ее читающий, умница и молодец, а не барахло примитивное. Так сказать, стараемся культурно развиваться и быть в курсе, не отстаём...хе-хе!
Манила и на редкость разнообразная жизнь Довлатова, где каждый мог найти что-то родное. Он и студент филфака, и солдат Советской армии, и охранник на зоне, и праздный гуляка, и пьяница, и любимец женщин, и маргинал. Он же изгой и даже мученик режима, а позже эмигрант, живущий в США.
Обожание публикой писателя в какой-то момент почти перешло в истерику. Фанатики культа Довлатова готовы были перегрызть горло любому, кто осмеливался - нет, даже не критиковать,- а просто чуть снизить градус восторгов. "Наш Чехов", ласково называли они его. Особенно усердствовали экзальтированные интеллигентки, измученные внезапно наступившей менопаузой. На каждом углу раздавались их истошные вопли: "Руки прочь от Сережи Довлатова, жлобы!"
Но голоса критиков и ниспровергателей Довлатова все равно крепли. И как бы им ни затыкали рты, угрожая не подать больше руки и навсегда забанить в интернете, они все равно продолжали свои гнусные делишки. "Беллетристика!" - презрительно скривившись, повторяли они, доводя фанатиков веры до гипертонического криза.
В какой-то момент казалось, что вознесенный этой мутной пеной к небесам писатель Довлатов вот-вот рухнет и уйдет в забвение, вольно или невольно погребенный пошляками из двух враждебных лагерей. Но он, слава богу, выстоял и никуда не делся. Как никуда не может деться отличная литература. А Чехов пусть останется единственным и неповторимым. Пожалуйста! Так же как и Сергей Довлатов. Всем места хватит...