Если убрать весь свет во вселенной, то цвета не будет. Ибо свет = цвет. Если исключить весь исторический опыт, то не будет смыслов цвета, с которыми мы живем и работаем.
Нам кажется, что цвета "вызывают" у нас чувства и эмоции, влияют на поступки, поэтому приписываем им некие значения. На самом деле чувства возникают в ответ на сложившиеся за тысячелетия существования культуры стереотипы значений.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый.
Рубеж Античности и Средних веков оставил фиолетовому/пурпуру мистическую нишу. Его очень любили викинги, предпочитающие пить вино даже так - предпочитающие просто пить из чаш аметистового цвета или украшенных аметистами – «камнями трезвости». Эти воинственные парни серьезно считали, что фиолетовая посуда не даст им опьянеть.
В раннем средневековье фиолетовый применяли «терапевтически»: повсеместно верили, что аметист успокаивает разум, излечивает бессонницу и дает возможность владельцу видеть вещие сны.
Фиалковое масло фиолетового цвета применяли в средневековой медицине для лечения бессонницы.
Для этой же цели врачи рекомендовали класть уже набившие оскомину по упоминаниям аметисты под подушку.
Рыцари ордена Дикобраза, учрежденного Людовиком Орлеанским, облачались в камзолы из фиолетового сукна в знак верности и боевого духа.
А дальше пурпур в Европе закончился. Совсем. Моллюски, которых использовали для получения пигмента, исчезли к 1453 г. И большая часть смыслов фиолетового в эпоху позднего средневековья ушла в сторону религиозных толкований.
Поскольку фиолетовый цвет обладает самой высокой длиной волны - "густотой" - в видимом спектре (хорошо заметен, обращает на себя внимание), многие средневековые мистики связали его смыслы с чем-то очень важным - духовным просветлением.
Каббалисты (иудейская мистическая ветвь VI в.) считали фиолетовый цветом лидерства, исполненным «пышности и великолепия». Раввины были настолько искушены в толкованиях, что видели значимость и в комбинациях – слиянии серого с пурпуром как «высшей октаве ... влияние, придающее пурпуру смирение, почтение и духовное посвящение». Поэтому высшие иудейские жрецы носили великолепные пурпурные одеяния.
В Ветхом Завете у христиан множество упоминаний этого таинственного цвета. Понятное дело, они появились там благодаря иудеям. Одно из ранних упоминаний – об установлении Моисеем правил украшения храма: алтарь следует отделять от остального пространства пурпурной занавесью.
Средневековые христиане считали, что фиолетовый способен привести человека к познанию сущности божественного духа. Этот цвет - середина между синим и красным, между Богоматерью, Небом и Христом.
Небесное пламя полагали фиолетовым – высшим в сравнении с обычным оранжево-красным земным.
Фиолетовые лучи, нисходящие от высших сил, называли «седьмыми», несущими энергию милосердия и всепрощения.
Красный и синий символизировали в христианстве пространственные верх и низ, землю и небеса. А дитя, рождающееся от их союза – пурпур.
Поэтому фиолетовый обыгрывался в описании Страстей Христа: во время возложения тернового венца Иисус был одет в пурпур.
Так, цвет стал символом страдания, жертвенности и кары. Богослов и философ Н. Кузанский, вероятно, потому назвал его «гармонией противоречий».
Христианские священники взяли этот супер-цвет на "вооружение" : католические стали носить фиолетовые ризы, а православные – архиерейские перстни.
Ткани, которые используют современные ватиканские портные для изготовления кардинальских и епископских одеяний, выкрашены в весьма яркий оттенок пурпура.
Еще одной сферой для пристального внимания к фиолетовому стала средневековая алхимия. Алхимики считали, что все цвета «выходят» в большой мир – во вселенский космос, упорядочивающий первичный хаос.
Лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали в алхимии семи основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, желтый – цвет Меркурия, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны. То есть, весь мир для них был космической палитрой. И в обладании знанием о цвете алхимики увидели знание о мире.
В следующей истории о Ренессансе и Новом времени. До бабушек с фиолетовыми волосами осталось совсем немного)))