Найти в Дзене
История искусств

Искусство возрождения в Италии. Проторенессанс. Архитектура.

Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески (1377—1446), родо­начальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей науч­ной теории перспективы (возводил постройки на основе точных матема­тических расчётов). Разносторонне одарённый, получивший широкое гуманистическое образование, он первоначально работал как скульп­тор и участвовал (но не выиграл) в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей фло­рентийского баптистерия. Ранняя постройка Брунеллески — купол собора Санта-Мария деть Фьоре во Флоренции; это образец бле­стящего пластического (пространст­венного) и инженерного решения. Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания со­рок два метра). Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пус­тотелый купол имел двойную обо­лочку и каркас из восьми рёбер, который опоясывали кольца. Гранди­озный купол, покрытый тёмно-крас­ной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный

Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески (1377—1446), родо­начальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей науч­ной теории перспективы (возводил постройки на основе точных матема­тических расчётов). Разносторонне одарённый, получивший широкое гуманистическое образование, он первоначально работал как скульп­тор и участвовал (но не выиграл) в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей фло­рентийского баптистерия.

Ранняя постройка Брунеллески — купол собора Санта-Мария деть Фьоре во Флоренции; это образец бле­стящего пластического (пространст­венного) и инженерного решения. Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания со­рок два метра). Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пус­тотелый купол имел двойную обо­лочку и каркас из восьми рёбер, который опоясывали кольца. Гранди­озный купол, покрытый тёмно-крас­ной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарём, торжественно парит над городом как величественный образ Флоренции. Великий итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти, посвящая Брунеллески свой трактат о живописи, писал, что это «великое... вздымающееся к небесам сооруже­ние осеняет собой все тосканские земли». Творение Брунеллески — предшественник многочисленных купольных храмов в Италии и дру­гих странах Европы.

-2
-3

Одновременно с возведением ку­пола архитектор построил в 1421 — 1444 гг. первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта — Оспедале дельи Инноченти (что в перево­де с итальянского означает «госпи­таль и приют невинных»). Госпиталь украсил небольшую флорентийскую площадь Санта-Аннунциата. Гуман­ное назначение постройки отрази­лось на её приветливом, спокойном облике. Двухэтажный фасад протя­нулся по одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается де­вятью аркадами на стройных изящ­ных колоннах, под арками распола­гаются девять прямоугольных окон. Невысокая лестница почти во всю ширину фасада словно приглашает вступить под своды аркад. Продуманный чёткий план, прекрасные лёгкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатле­ние равновесия и гармонии. Позд­нее, в 1463—1466 гг., промежутки между арками были украшены цвет­ными керамическими медальонами с рельефами работы флорентий­ского скульптора Андреа делла Роббиа. Рельефы изображают спелёна­тых младенцев.

-4
-5

В постройке Брунеллески выра­жена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Создание композиции, ориентированной на единый центр и увен­чанной куполом, хотя и не было изобретением архитектуры Возрож­дения, но стало одной из её главных тем как воплощение высшего совер­шенства Вселенной.

Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. В 1421 — 1428 гг. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этом сооружении архи­тектурные принципы получили даль­нейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (1429—1443 гг.) — подлинной жемчужине раннего Воз­рождения.

Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци. XV в. Флоренция.
Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци. XV в. Флоренция.

Расположенная в глубине узкого двора церкви Санта-Кроче, капелла богатого флорентийского рода Пацци встречает входящего изящным шестиколонным порти­ком с большим центральным ароч­ным проёмом. По недавно получен­ным архивным данным, портик, возведённый Брунеллески, впослед­ствии был перестроен. Однако труд­но допустить, что в новом сооруже­нии не отразился общий образный замысел великого зодчего. Сама же залитая светом небольшая, прямо­угольная в плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, рав­новесием частей, чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены выполненны­ми из тёмно-серого камня полоса­ми архитектурных тяг, прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство стен воспринимается как элемент архитектуры, производя­щей впечатление лёгкости и одухо­творённости.

-7

В начале 30-х гг. XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замеча­тельным скульптором Донателло, посетил Рим. На ранних этапах Воз­рождения знакомство итальянского общества с античной культурой происходило благодаря изучению сохранившихся архитектурных па­мятников древности и обнаружен­ным рукописям — их собирали, изу­чали и переписывали. Во время поездки Брунеллески и Донателло участвовали в раскопках, обмеряли, исследовали и классифицировали античные памятники. Влияние рим­ской классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески — флорентийских церквах Сан-Лоренцо (1442—1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г.; закон­чена уже после его смерти в 1487 г.).

Церковь Сан Лоренцо Брунеллески
Церковь Сан Лоренцо Брунеллески
Базилика Санто Спирито Флоренция
Базилика Санто Спирито Флоренция

Создание нового типа городских дворцов, послуживших образцом для общественных зданий поздней­шего времени, стало одной из главных задач итальянской архитектуры XV столетия.

Следующий этап развития италь­янской архитектуры XV в. связан с именем Леона Баттисты Альберти (1404—1472), философа и учёного. По многогранности деятельности и интересов, охватывавших гумани­тарные и точные науки, экономику, философию, поэзию, музыку, живо­пись, скульптуру, архитектуру, Альберти — идеальная «ренессансная личность», сравнимая лишь со все­мирно известным мыслителем и ху­дожником классического Возрожде­ния Леонардо да Винчи.

Альберти принадлежал к образо­ванной флорентийской семье, из­гнанной из родного города полити­ческими противниками. Он испытал в юности лишения, но всё-таки су­мел получить блестящее образова­ние, изучая в университетах Падуи и Болоньи юриспруденцию, матема­тику и естественные науки. В 1428 г. ему удалось вернуться во Флорен­цию, где он вошёл в круг учёных и художников, группировавшихся во­круг двора Медичи.

В 1432 г. Альберти переселился в Рим, где получил должность секретаря Папы римского Евгения IV. Страстный поклонник античности, Альберти создал в 30-х гг. «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве» (1449— 1452 гг.). Ранее им были созданы трактаты «О живописи» и «О статуе» (1435—1436 гг.). В Италии и за её пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искус­ства. И всё же его главным призва­нием оставалась архитектура, хотя зодчему далеко не всегда удавалось осуществить свои смелые замыслы. С одной стороны, ему хотелось вер­нуться к классическому стилю с его чёткими геометрическими форма­ми, строгой планировкой зданий, стенами с ордером и сдержанным оформлением. Но с другой стороны, в его творчестве было немало не­обычного, обращённого в будущее. Первоначальный замысел зод­чего ярче всего выражен во фло­рентийском палаццо (дворец) Ручеллаи (1446—1451 гг.), которое завершил помощник Альберти, из­вестный архитектор Бернардо Росселино. Общая композиция здания традиционна, зато фасадная (перед­няя) стена приобрела новые черты. Стена выложена гладкими отшлифо­ванными каменными блоками, укра­шена пилястрами.

Дворец Ручеллаи во Флоренции
Дворец Ручеллаи во Флоренции

Работая в Мантуе над строительством церкви Санта-Андреа (она завершена после смер­ти зодчего), Альберти полностью отошёл от готических принципов. Огромный фасад церкви напомина­ет триумфальную арку (см. статью «Искусство Древнего Рима»)

-11

Такой же приём Альберти использовал ранее в церкви Сан-Франческо в городе Римини, превращённой им по заказу правителя Сиджизмондо Малатеста в усыпальницу, так назы­ваемую Темпио Малатестиано (зда­ние не было завершено).

Сан-Франческо в городе Римини
Сан-Франческо в городе Римини

Постройки Лоренцо Альберти оформлены системой большого ор­дера (колонны и пилястры распо­лагаются по всей поверхности фа­сада от низа до верха), которой принадлежало будущее в творчест­ве Микеланджело и Палладию. Альберти в своей системе пропорций следует «золотому сечению» — из­вестному с глубокой древности ма­тематическому соотношению раз­меров архитектурных элементов, при котором меньший из двух раз­меров во столько же раз меньше другого, во сколько больший раз­мер меньше их общей суммы.

Севернее Тосканы развитие ренессансного искусства шло иными путями. В течение столетий интере­сы Венеции, процветавшей торго­вой республики на севере Италии, были связаны преимущественно с Византией и другими странами Вос­тока. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рын­ков, включили их в орбиту собствен­но итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В искусст­ве Венеции ещё долго господствова­ли византийские традиции и готиче­ское влияние.