Так сложилось, что музыкальная педагогика пришла в мою жизнь много раньше семьи. Скоро 20 лет... как я преподаю в училище при консерватории: ранее были ДМШ, ДШИ и даже некоторое высшее учебное заведение по совместительству; всё это сущая правда. Однако же, значимыми конкретно для себя полагаю лишь "мерзляковские" стаж, коллектив, мироощущение. У нас здОрово и необычно.
Опытные коллеги хорошо помнят меня как сотрудницу молодую и перспективную, на любую нагрузку согласую, семьёй не обременённую. Это БЫЛО, факт - и какими только эмоциями это не сопровождалось. Что зависть, что жалость в огромных дозах, со стороны "своих" - сложно стереть из памяти, трудно принять равнодушно. С высоты прожитых лет, ныне я вполне благосклонна к минувшему и понимаю, отчего ТАК было во времена моей исконной фамилии.
Время работает на нас: все отпуска по уходу, все возвращения и режимные трудности - по сути, в прошлом. В глазах учительского сообщества, я, закономерно, покинула "молодёжную группу", многократно доказав свою приверженность к родным стенам и работоспособность - вне зависимости от родительского статуса. У меня дочь, у меня три сына. Это обстоятельство уже давно никого из коллег и администрации не удивляет, воспринимается легко и буднично, за что всем большое спасибо! Мне по душе профессиональная жизнь без скидок на материнские поиски, без "особых прав" и "специальных предложений". Я - как музыкант и как педагог - в состоянии обеспечить качественную организацию учебного процесса. Какою ценой? Это внутреннее дело моей семьи. Будет совсем худо - попрошу о помощи. А пока нормально.
Есть один любопытный поведенческий вопрос о рабочих кругах. Мне его нередко задают, с вариациями: мол, есть ли потребность скрывать многодетность, настойчиво оставляя потомков за кадром?
Отвечу за себя. Не исключаю, что многие и многие родители-педагоги видят тему иначе.
Ни я, ни супруг (коллега, учитель математики) не делаем тайны из состава семьи. Юные Нина, Пётр, Анатолий, Дмитрий вхожи в училище, но меру мы знаем. При желании, студенты могут с нашими детьми познакомиться и периодически общаться. Так оно и происходит - неизменно на позитиве.
Я на работе - значит, я в образе. Образ сформирован, он последовательно выдерживается. Материнские опыт, чутьё, навыки, знания - часть того самого образа, наряду с профессиональными кондициями. Более того, я воспитываю своих кровных школьников в музыке - соответственно, не понаслышке знаю о былом "подвижничестве" в семьях учеников, нынешних "мерзляковцев". Это очень сближает педагога и студентов, постепенно формирует доверительную атмосферу в классе. Мы с 16-20-летними учениками нередко говорим о детстве, о продуктивном начале пути - и о достойном его продолжении здесь и сейчас.
Своей историей, мне хочется многократно показать: родительство гармонизирует педагога, придаёт особые оттенки и смыслы его трудам. Моя судьба нешуточно трогает девушек-студенток: наиболее открытые из них спокойно заговаривают о том, что мой пример учит оптимизму, естественному и бесстрашному восприятию материнства. Речь об одарённейших молодых музыкантах, в ближайшем будущем - абитуриентках консерватории.
Вложения в семью не перечёркивают возможности профессионального роста: никогда не "проповедуя" специально, я, по факту, настраиваю на эту волну проницательных учениц. Юноши издали присматриваются к многозадачности - такому важному, всепоглощающему девизу современной жизни.
Как бы то ни было, предметы надо давать на 5+. Все "воспитательные" изюминки, все сценарии общения - всего лишь приятный бонус. А бонус у каждого педагога свой.