3 сентября исполнилось 80 лет со дня рождения Константина Васильева (1942-1976), как пишут многие авторы, самого неоднозначного советского художника. На самом деле Васильев не столько неоднозначен, сколько многозначителен: в его, насыщенном эпическим символизмом творчестве сплелись мотивы русских былин, славянских, германских и скандинавских мифов. Художник был очень разнообразен – являлся прекрасным графиком, пейзажистом, портретистом, рисовал в сюрреалистической и абстрактной манерах.
Однако мировую славу ему принесли картины в стиле символического реализма: «Северный орёл», «У чужого окна», «Ожидание», «Старец», «Вольга», «Человек с филином». Также знамениты его полотна из патриотического цикла, посвященного Великой Отечественной войне: «Тоска по Родине», «Прощание славянки», «Маршал Жуков», «Сталинград», «Над Берлином».
Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе в период немецко-фашистской оккупации. Его отец Алексей Васильев сражался в рядах партизанского отряда, а после войны был направлен на работу в качестве главного инженера в посёлок Васильево около Казани, куда переехал с семьей. Мама Клавдия Пармёновна познакомила Костю и его двух сестёр с мифами, сказками, шедеврами мирового искусства, классической музыкой.
Родители рано обратили внимание на способности своего сына к рисованию и определили его в возрасте 11 лет в Московскую художественную школу-интернат. Свой досуг учащийся «художки» проводил в Третьяковской галерее, где изучил сотни картин мастеров отечественной и зарубежной живописи. В 1957 году Константин перевёлся в Казанское художественное училище, которое окончил с отличием через четыре года, получив диплом художника-декоратора.
Работал в средней школе учителем рисования и черчения, художником оформителем в театре и, конечно, рисовал картины. В раннем его творчестве преобладали абстрактные сюжеты, подражание Дали, Кандинскому, Малевичу.
После долгих экспериментов к концу 1960-х Васильев останавливается на манере эпической живописи. Молодого художника интересовали скандинавские саги, классическая музыка Чайковского, Мусоргского, Бетховена, Вагнера; из литераторов любимым автором был Достоевский, из философов – Ницше. В этот период Васильев создал цикл картин, посвященных эпосу «Слово о полку Игореве» и опере Вагнера «Кольцо Нибелунгов».
В 1969 году художник написал свою знаменитую картину «Северный орёл». Друзья, которым он показал полотно, ахнули: на них смотрел пронзительным взглядом суровый седобородый мужчина, настолько схожий с гордым орлом, что ни у кого не было и тени сомнения в правильности выбора названия картины. В том же году художник начинает подписывать свои полотна как «Константин Великоросс».
В центре творчества Васильева мифологические герои – былинные витязи, викинги, исполины, валькирии. И даже лирические персонажи в таких картинах как "У чужого окна" или "Ожидание" выглядят мистически и монументально.
Идеи сверхчеловеческой воли, силы духа и мистики судьбы сближали этот творческий поиск с эстетикой нацистской Германии. В некоторых картинах Васильева есть символика, схожая с символами Третьего рейха. Вероятнее всего это не заимствование, а сходство. Васильева интересовали самые ранние пласты культура, он подражал символике Древнего Рима, которую заимствовали и Наполеон, и фашисты, и многие государства, и их военные структуры.
Цикл картин, посвященный Великой Отечественной войне, не оставляет сомнений в патриотизме Константина Васильева.
Конечно, творческие искания художника из Татарстана не укладывались в рамки идеологических установок официальной советской культуры. При жизни у него была всего лишь одна выставка в Казани. Константин Алексеевич Васильев, для которого была важнее всего творческая свобода, не умел находить общий язык с большими людьми. Встреча с Ильей Глазуновым в Москве не увенчалась ничем. Маститый художник пообещал помочь Васильеву с продвижением творчества в Москве и уехал в командировку в Финляндию. Не дождавшись Глазунова, оставшийся без денег, Васильев вернулся в Казань.
«Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся», – известна эта запись художника, говорящая о его душевном состоянии.
На самой последней его картине «Человек с филином», выполненной по мотивам «Слова о полку Игореве», изображён старец со свечой – образ «светоча», один из ключевых символов в творчестве живописца. Под ногами старца горит свиток с надписью «Константин Великоросс».
Жизненный путь художника трагически оборвался 29 октября 1976 года: Константин и его друг попали под поезд на железнодорожном переезде. Милиция закрыла дело за неимением состава преступления, однако до сих пор существуют разные версии случившегося.
Слава и признание пришли к Константину Васильеву в 1980-е годы. Состоялись выставки его картин в СССР и за рубежом. В 1990-е годы были открыты музеи художника в Васильево, в Казани, и в Москве. В столице России находится Музей славянской культуры Константина Васильева.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.
#константинвасильев #художники #живопись #картины #былины #эпосы