Говоря о самых знаменитых фараонах, историки, как правило, заостряют внимание на великих завоевателях, вроде Тутмоса. Однако есть среди них и тот, который, наверное, удивил не столько историков, сколько современников. Это был фараон Эхнатон, фактически, пошедший войной на египетских богов.
Ранние годы
При рождении будущего фараона звали Аменхотеп. Он был сыном Аменхотепа III и царицы Тиу. Примечателен тот факт, что уже в ранние годы он стал соправителем своего отца. В XIV веке до н.э. в Египте приобрело огромное влияние жречество. Были целые сообщества, поклоняющиеся одному из множества египетских богов. Разумеется, фараоны тоже должны были поклоняться богам, в особенности, верховному божеству Амону-Ра.
Известно, что когда Аменхотеп стал самостоятельным правителем, он поначалу чтил политеизм, и на египетских памятниках искусства можно увидеть, как фараон проводит молебен верховному богу – Амону-Ра.
Однако в какой-то момент Аменхотеп внезапно отрекается от язычества и начинает настоящую войну с политеизмом, утверждая единобожие.
Культ Атона
На пятый год своего правления фараон Аменхотеп внезапно изменил своё имя и стан Эхнатоном, что переводилось как «Живой дух Атона». Ранее в Фивах им был возведён храм тогда малоизвестного бога Атона – бога с головой сокола и солнечным диском над головой.
Причины, вынудившие Эхнатона пойти на такой шаг, до сих пор точно не ясны. Вероятно, фараон сам фанатично уверовал в Атона, тогда малоизвестного бога, либо считал, что единобожие сплотит государство и народ. И основания на то были: каждый город, фактически, представлял собой секту, поклоняющуюся одному из богов. А боги, как известно из древнеегипетских мифов, между собой враждовали. Благодатная почва для раздора.
Фактически, в Египте связь между властью и обществом осуществляли влиятельные жрецы. Они же могли быть посредниками для обеспечения связи между жителями различных городов и общин. Поэтому решение фараона утвердить единобожие вполне понятно: он желал ослабить власть жрецов, в которых видел угрозу.
Так по всему Египту начинает распространяться культ Атона, единого божества, символизирующего солнце.
Молитва Атону как единому божеству долго не была известной. Возможно, причиной тому было нежелание современников вспоминать фараона и его стремление покончить с культом политеизма. Даже на изображениях Эхнатон выглядит совсем не так, как обычно изображали фараонов – не видно стати и царственной осанки, зато хорошо видны все его внешние изъяны.
Тем не менее, в 2002 году группа историков, работающая в Британском музее, неожиданно обнаружила, не изученный ранее свиток, с молитвой, предположительно, Атону, которая почти в точности повторяет христианское «Отче Наш». Молитва эта называется «Молитвой слепого», и, по легенде, написана она была непосредственно Эхнатоном.
Отче Наш, неведомый но сущий,
Да святится имя нам Твое,
Пусть придёт Закон Твой, свет дающий,
Миру звёзд, и в наше бытие,
В этот день ты накорми нас хлебом,
И прости нам смертные долги,
Как и мы прощаем перед Небом,
От соблазна и от зла обереги.
Действительно, откуда столько совпадений? Вероятно, семитские племена, населявшие территории Ближнего и Среднего Востока, решили перенять эту традицию, взяв за основу своей будущей монотеистической религии, поскольку тогда ещё многие еврейские народы были язычниками.
И это далеко не единственная параллель, которую можно увидеть между египетским язычеством и авраамическими религиями: так у египтян воскресал убитый своим братом Сетом бог Осирис, а скульптуры Исиды с младенцем Гором очень напоминает изображение Мадонны с младенцем.
Можно сказать, античные евреи многое почерпнули от соседей, и если хорошо изучить библейские тексты с египетскими мифами разных эпох, можно найти немало параллелей.
Утвердив культ нового единого бога, Эхнатон решил возвести новую столицу, назвав её Ахет-Атон. Храмы и памятники искусства, связанные с египетскими богами, уничтожались по его приказу, зато по всей стране стремительно росло число храмов Атона. Не забывал фараон и жрецов – тем, кто был верен единобожию, он щедро раздавал земли и чины. Таким образом Эхнатон стремился укрепить государство и сплотить народ.
Однако ввиду того, что фараон начал резать по живому, против него взбунтовались не только старые жрецы, но и простой народ. Всюду вспыхивали восстания, которые Эхнатон подавлял при помощи наёмных войск – нельзя было поручиться за лояльность собственной армии, ведь среди воинов могли оказаться приверженцы одной из многочисленных сект.
Кроме того, по мере усиления личной власти, Эхнатон терял свои зарубежные владения, поскольку был не в силах подавлять многочисленные восстания покорённых народов. Да и уничтожить языческие культы оказалось не так просто. Можно сказать, ещё при жизни Эхнатон стал ненавидим и презираем в народе.
Смерть
Эхнатон скончался в 1335(или 1334) г до н.э. Точная причина его смерти неизвестна: историки считают, что он был отравлен. И эта версия вполне оправдана, учитывая, сколько врагов он успел себе нажить. Наследники Эхнатона старались уничтожить память о нём. Даже столица, Ахет-Атон, была оставлена. Фактически, она превратилась в город-призрак (некрополь сохранился до наших дней), а затем на его месте появилась каменоломня.
К сожалению, стремление египтян предать память Эхнатона забвению, сильно осложнила археологам работу по идентификации мумий и восстановлению генеалогического древа. Лишь после комплекса экспертих стало ясно, что мумия его прекрасно сохранилась, и она долгое время числилась под кодом KV55.
Со смертью фараона пришёл и конец его реформам. Преемники практически занялись восстановлением культа почитания прежних богов, которых Эхнатон решил низвергнуть с пьедестала. Попытка покончить с язычеством закончилась провалом.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!