Хочу сказать вот что.
Человеческая система внимания работает циклами. В принципе всё человеческое тело работает циклами. Так вот. Когда у ученика идет цикл «активного внимания» он хорошо запоминает информацию, выполняет задания, слушает, вникает, использует имеющиеся знания в запасе.
Этот цикл в 1-4 классах длится 15-25 минут. Реже до 30 минут (обычно, когда оооочень интересно).
После активного внимания мозг отдыхает 5-10 минут. Потом опять включается в активное внимание.
Во время отдыха мозг «невнимателен», не восприимчив к информации и деятельности.
Схема, как видите, очень простая.
Если внимательно присмотреться, то невооруженным глазом можно увидеть завершение цикла активного внимания:
Ребёнок начинает ёрзать, зевать, вздыхать (так мозг пытается получить больше кислорода для восстановления), отвечать невпопад, смотреть в сторону или в окно, взгляд ребёнка становится стеклянный на какое-то время.
Это знак того, что занятие нужно прекратить.
⁃ И сделать паузу 5-10 минут, затем продолжить это же занятие или другое.
⁃ Второй вариант, переключиться на другую деятельность, например решали примеры 20 - 25 минут, потом сразу рисуем, или читаем.
Таким образом прокачиваются способности, создавая крутые нейронные связи, а не абы какие))
Если родитель, продолжает занятия, после того, как цикл активного внимания отключился, не принимая во внимание вышеперечисленные признаки, а ответы невпопад воспринимает как личное оскорбление и тупизм ребенка - жди беды.
А именно: всплеск гормона стресса у ребёнка (и у взрослого тоже) отключает все системы, включая одну единственную систему выживания. Ни о каком обучении и речи идти не может. Надо спасаться.
Родитель дальше продолжает наседать, объясняя материал, злобно повторять сто раз сказанное, угрожать, ругать, возмущаться, призывать к вниманию. Ничего не помогает. Ребёнок получает приговор в своей несостоятельности либо гласно, либо взглядом.
…Чтобы отключился режим выживания, 5-10 минут уже не достаточно. Нужно перепроверить, всё ли безопасно, как работают остальные системы, не поломалось ли чего.
Родитель тоже успокоился, продолжили занятия. Теперь уже нужно время настроиться.
В итоге потеряли от 40 минут до часа. На выяснения, возмущения, неудовольствия со стороны ребёнка, обиды.
А могли бы уже закончить рисование, и доделать математику, где остановились и не успели, и начать литературное чтение.
Да! - так почти с каждым предметом в течении учебного дня.
Я это все увидела, когда начала практиковать короткие уроки. Ставила таймер первое время. И наблюдала внимательно. Потом без таймера научилась определять по ребенку.
Максимум, что я могу сделать (не часто), когда вижу, что ребёнок «сползает», а мы не укладываемся - попросить доделать, дочитать, дорешать вот этот крооооооошечный кусочек и все! Вот капелька прям и закончили! И улыбаюсь! И хвалю! - ты так хорошо справилась!)
Поэтому настоятельно советую практиковать «короткие уроки» и не бояться. Вам откроется много интересного.
Таким образом, вы будете продуктивнее учиться и выстраивать свое расписание более осознанно, с понимаем.
Docendo discimus.
© Марина Тарасова