Найти тему
Марина Mominforest

Смысл коротких уроков

Хочу сказать вот что.

Человеческая система внимания работает циклами. В принципе всё человеческое тело работает циклами. Так вот. Когда у ученика идет цикл «активного внимания» он хорошо запоминает информацию, выполняет задания, слушает, вникает, использует имеющиеся знания в запасе.

Этот цикл в 1-4 классах длится 15-25 минут. Реже до 30 минут (обычно, когда оооочень интересно).

После активного внимания мозг отдыхает 5-10 минут. Потом опять включается в активное внимание. 

Во время отдыха мозг «невнимателен», не восприимчив к информации и деятельности.

Схема, как видите, очень простая.

Если внимательно присмотреться, то невооруженным глазом можно увидеть завершение цикла активного внимания:

Ребёнок начинает ёрзать, зевать, вздыхать (так мозг пытается получить больше кислорода для восстановления), отвечать невпопад, смотреть в сторону или в окно, взгляд ребёнка становится стеклянный на какое-то время. 

Это знак того, что занятие нужно прекратить. 

 ⁃ И сделать паузу 5-10 минут, затем продолжить это же занятие или другое. 

 ⁃ Второй вариант, переключиться на другую деятельность, например решали примеры 20 - 25 минут, потом сразу рисуем, или читаем. 

Таким образом прокачиваются способности, создавая крутые нейронные связи, а не абы какие))

Если родитель, продолжает занятия, после того, как цикл активного внимания отключился, не принимая во внимание вышеперечисленные признаки, а ответы невпопад воспринимает как личное оскорбление и тупизм ребенка - жди беды. 

А именно: всплеск гормона стресса у ребёнка (и у взрослого тоже) отключает все системы, включая одну единственную систему выживания. Ни о каком обучении и речи идти не может. Надо спасаться. 

Родитель дальше продолжает наседать, объясняя материал, злобно повторять сто раз сказанное, угрожать, ругать, возмущаться, призывать к вниманию. Ничего не помогает. Ребёнок получает приговор в своей несостоятельности либо гласно, либо взглядом. 

…Чтобы отключился режим выживания, 5-10 минут уже не достаточно. Нужно перепроверить, всё ли безопасно, как работают остальные системы, не поломалось ли чего. 

Родитель тоже успокоился, продолжили занятия. Теперь уже нужно время настроиться. 

В итоге потеряли от 40 минут до часа. На выяснения, возмущения, неудовольствия со стороны ребёнка, обиды. 

А могли бы уже закончить рисование, и доделать математику, где остановились и не успели, и начать литературное чтение.

Да! - так почти с каждым предметом в течении учебного дня.

Я это все увидела, когда начала практиковать короткие уроки. Ставила таймер первое время. И наблюдала внимательно. Потом без таймера научилась определять по ребенку. 

Максимум, что я могу сделать (не часто), когда вижу, что ребёнок «сползает», а мы не укладываемся - попросить доделать, дочитать, дорешать вот этот крооооооошечный кусочек и все! Вот капелька прям и закончили! И улыбаюсь! И хвалю! - ты так хорошо справилась!)

Поэтому настоятельно советую практиковать «короткие уроки» и не бояться. Вам откроется много интересного.

Таким образом, вы будете продуктивнее учиться и выстраивать свое расписание более осознанно, с понимаем.

Docendo discimus.

© Марина Тарасова