С большим интересом прочитал книгу Дмитрия Минчёнка «Дунаевский. Красный Моцарт». Книга не новая – издательство «Молодая гвардия» выпустило её в 2006 году в замечательной серии «ЖЗЛ». Книга тогда получила хорошие отзывы прессы и специалистов и даже была нагрждена Серебряной медалью Премии имени Ирины Архиповой в номинации «Лучшая книга о музыке и музыкантах». На момент издания это была самая полная биографии композитора Исаака Дунаевского и к настоящему времени несколько раз переиздана.
Так получилось, что незадолго до этого я прочитал книгу Глеба Скороходова «Леонид Утесов. Песня, спетая сердцем», и книга Д. Минчёнка стала для меня её своеобразным продолжением. Обе книги посвящены одному и тому же времени, в них фигурируют одни и те же люди, а некоторые эпизоды этих книг очень хорошо друг друга дополняют. Ну и, кроме того, эти книги объединяет то, что их писали незаурядные авторы.
Не считаю себя знатоком музыкальной и околомузыкальной литературы и не в коем случае не ставлю под сомнение правомерность успеха книги «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт». Тем не менее, мне пришлось невольно сравнивать эти две книги, и прямо скажу, сравнение не в пользу книги про Дунаевского.
При чтении книги у меня было стойкое ощущение, что автор знает гораздо больше, чем рассказывает в книге, и до последней страницы теплилась надежда, что вот-вот он раскроет секрет композитора, под песни которого жило население одной шестой части суши.
Не убедил меня автор и в том, что эпитет «Красный Моцарт», вынесенный в заглавие книги, в полной мере относится к композитору. Почему Моцарт, а не, к примеру, Бетховен, которого И.О. Дунаевский очень любил? Не нашел я в тексте ответа.
Если в книге про Утесова приводится много эпизодов, раскрывающих личность Леонида Осиповича как гениального шоумена, режиссера и музыканта, то в книге про его товарища по музыкальному цеху, я таких фактов почти не обнаружил. А жаль, они наверняка есть.
Теперь о том, что понравилось - в книге достаточно подробно и информативно описывается жизнь знаменитого композитора - от рождения в захолустном городке Российской империи до жизни в двух столицах СССР. Крайне деликатно и осторожно раскрыта тема взаимоотношений Исаака Дунаевского с женщинами. И, конечно, рассказано о дружбе с Л. Утесовым, Г. Александровым, Л. Орловой. Не обошел автор и тему взаимоотношения композитора и власти.
Так что книга действительно интересная и стоящая. Однозначно рекомендую. И не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.
P.S. А на моем столе сейчас лежит еще одна интересная книга о тех годах и людях - «Александров Григорий Васильевич: Моя жена – Любовь Орлова. Переписка на лезвии ножа». Но это другая история.