Неклассичность в культуре X X в., проявившаяся в неклассичности философии, науки, искусства и религии, состоит в том, что если в классической ситуации достаточно было привести в действие уже имеющиеся средства познания и понимания, выработанные навыки и свойства, чтобы что-то познать и понять, то для неклассической ситуации характерно следующее: мы что-то можем понять или познать лишь предварительно изменив и трансформировав себя, неиначе.
Современная ситуация затрудненности опыта сознания
Современная неклассическая ситуация состоит не столько в проясненииопыта мира, сколько в прояснении его отсутствия, а значит, создании условий для индуцирования нового опыта. Опыт мира редуцирован к механическим и натуральным действиям, которые понять нельзя (ситуации абсурда можно лишь описывать или осмеивать, но они принципиально непроницаемы для понимания.
Все абсурдные ситуации в романах Ф. Кафки легко «прочитываются», если мы увидим за ними неслучание бытийного акта укоренения или акта свободы), или этот опыт отсутствует, и человек «затерялся в собственной жизни» (X. Ортега-и-Гассет), в Зазеркаль е идеологизированного мира.
Вот тогда-то и возникает ощущение того, что что-то не так, когда не я живу, а через меня что-то живет, и человек не «проживает свою жизнь» (Мигель де Унамуно).
Можно сказать, что неклассическая ситуация в культуре связана с открытием «третьих вещей». Если классика знала материальное (вещественное) и идеальное (ментальное), то неклассическая эпоха связана с открытием неких духовно-материальных образований, своеобразных сцепок, которые имеют «злокачественные» (патогенные, разрушающие пространство смысла) или «доброкачественные» (удачные, в смысле способности производить порядок, а не хаос) свойства.
В этом смысле мыслительную работу в неклассической ситуации можно уподобить психоаналитическим процедурам (понятым предельно широко), когда в новом опыте сознания стремятся растворить патогенные духовно-материальные монстры, которые как раз и порождают непонимание, разрушая пространство мысли, сознание бытия.
Появление идеологических государств. Массы
В XX в. стремление прожить свою жизнь оказалось насущной проблемой, и эта проблема связана прежде всего с феноменом идеологических государств и обществ потребления, вызвавшим к жизни совершенно новую ситуацию в культуре конца XIX в.
«Сегодня весь мир становится массой.... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее», - писал Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс».
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.,1991.С.311.
Человек массового производства получил доступ ко многим достижениям европейского человечества. «Никогда еще рядовой человек не утолял с таким размахом свои житейские запросы» (там же. С.316).
Но масса освобождена от огромного труда жизни, который связан с трансцендирующим усилием «держания» себя в бытии или усилием жизни (ведь для того, чтобы оставаться живым, нужно делать усилие жизни).
Эта работа по воссозданию жизни и есть одновременно усилие свободы, воспроизводящее универсальные основы жизни (здесь жизнь понимается предельно широко).
«Жить – это вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире, И решать без устали и без передышки». - Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 312.
Жизнь, по определению, есть возможность большей жизниили, как пишет Ортега-и-Гассет, жизнь - это прежде всего «возможная жизнь» (живо только то, что способно меняться, только то, что может быть другим).
В работе «Дегуманизация искусства» Ортега-и-Гассет говорит о жизни как о том, что существует постольку, поскольку существует «жажда жить еще и еще» (Ортега-и-ГассетX. Восстание масс... С. 236).
Упрощенные схемы
Массовое же общество тиражирует готовое. Не нужно усилий. То, что по своей природе не может быть обыденным, становится таковым. Даже искусство превращается в нечто, что «полезно, обыденно и отмерено по часам».
То, что служит достижению состояния внутреннего напряжения и состояния обостренного сознания, из-за доступности, превращается в полезное, обращается в «знакомого незнакомца», когда мы можем приблизиться «к нему в любую минуту, в каком придется костюме и настроении, и привыкаем не понимать его. Реальная эмоция, которую сегодня имеют в виду, когда говорят об эстетическом наслаждении, - это (если искренно признаться) бледное удовольствие, лишенное той силы и того напряжения, какие должно вызывать одно лишь прикосновение к прекрасному творению» (Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Вопр. философии. 1984. №11 . С.145).
Иначе говоря, масса людей привыкает жить за счет реального труда других людей, которые и проделывают труд жизни, или опыт бытия. Вместе с тем человеку жизненно важно узнавать себя и в узнаваемом уважать себя (без такой процедуры идентификации себя с образом самого себя нет человеческого существа).
Упрощенные идеологические схемы позволяют в этих условиях (когда реально не проделывается труд души, осуществляемый лишь на пределе человеческих возможностей, когда труд свободы, который есть в какой-то степени насилие над своим естеством, а поэтому мучителен и требует бытийного достоинства и выдержки, подменяется как раз угоднической процедурой удовлетворения любых проявлений естества, даже самых скрытых и отталкивающих.
Это и называется коммерцианализацией жизни. Ведь глубинный, или экзистенциальный, смысл коммерции в том, что продается прежде всего душа, взамен на удовлетворенное естество или обеспеченную природность человеческого существа) чувствовать себя комфортно, удовлетворяясь совпадением представлений о себе со своим образом (т.е. потрафить психологическому механизму иденти фикации) и не делать особых усилий в сфере духа.
В современном обществе потребления есть опасность, о которой пишет М.К. Мамардашвили: «Я уверен, что в современной культуре есть много такого, что опасно для соседа, ибо, повторяю, это сложный, невероятно сложный продукт, в который вложено много труда. А результаты этого труда доступны всем. Но тем самым они несут опасность, если мы не на уровне того труда, который в него вложен» (Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (20 век) //Логос. 1991. № 2. С. 123).
Постмодернистское искусство нарочито избегает глубины, старается держаться «поверхности», привлекая смешение стилей, смещая высокое и низкое, ориентируясь на плюральность, интерпретативную множественность (Ж. Бодрийяр считает постмодернистскую культуру культурой «избытка», когда наряду с перенасыщенностью значений недостает оценочных суждений или от них сознательновоздерживаются).
Итак, схемы упрощают мир, а постмодернизм, распространяя «состояниепостмодернизма» или «ситуацию постмодерна» на всю сферу духа и на все стороны жизни, фактически отказывается от фундаментального устремления человека пребыть, исполниться, раз и навсегда извлечь смысл.
В этих условиях обращение к классической философии не позволяло уйти от упрощения и стихииестественных проявлений человеческих существ.
Почему?
Изменение места мыслителя в культуре конца XIX - начале XX вв.
Дело в том, что в классической философии существовало неявное допущение о том, что мир сам по себе устроен разумным образом и рационально постижим. Такое допущение классической философии было оправданным в «теле» классической парадигмы.
Можно сказать, что в философии есть блаженные периоды, когда дление традиции и продолжение содержательной работы предшественников происходит естественным образом и когда сознание как бы не отождествляется с формой выражения, спокойно перетекает из одной стадии в другую.
Другим допущением классической философии, которое тесно связано с первым и вытекает из него, было представление об уже имеющемся положении истины, занимаемом мыслителем.
Философия в эпоху классики (победы и упрочения буржуазных отношений) во многом была делом свободных, независимых индивидов, которые имели свободное время и материальные средства. Они воспринимали свою роль учителей народа (т.е. людей не только за счет других, но и вместо других проделывали духовные усилия и сознания, были своеобразными монополистами духа и разума) и просвещенного меньшинства, призванного просвещать и опекать остальную часть общества, которая по каким-то причинам лишена доступа к образованию, культуре.
Причем эта классическая, либеральная просветительская позиция интеллигенции определялась скрытым допущением, убеждением, что именно интеллигенция допущена, приобщена к скрытому порядку мира (невидимому плану истории), приводя в действие интеллектуальные инструменты.
Интеллигенция как бы изначально занимает точку истины, которая дает право говорить от имени Блага, Справедливости, Истины, ей открывается в духовном труде мир, каков он есть сам по себе, истинный мир, и не довольствоваться миром по мнению (т.е. тем эмпирическим, стихийно и естественно складывающимся миром, в котором живет большая часть людей).
Философия и наука выступали от лица разума (исходя из принципов разума), помогая увидеть за миром видимостей истинный мир, какой он есть (а не такой, каким кажется). Интеллигенция воспринимала роль поверенных истины чуть ли не как естественной, природой данное свойство. И на это были основания.
Дело в том, что ситуация духовного труда интеллигенции, классических мыслителей вытекала из роли сознания и знания в экономических и других общественных отношениях. Эффективность функционирования общества основывалась и определялась сочетанием интересов свободных индивидов, способных «рационально понять» и осознать свои интересы и цели, организовать свое поведение. Поэтому не было нужды в социальной организации сознания вокруг каких-то практических целей или программ.
Общество как бы запрашивало суверенных, самостоятельных индивидов, которые способны сами действовать, опираясь на индивидуальные критерии рациональности (иначе говоря, предполагается наличие у индивида способности суждения, т.е. «взрослого состояния» и способности самостоятельно принимать ответственные решения, опираясь на свои возможности понимания, умеющих думать «своим умом»).
В этих условиях интеллектуальная деятельность интеллигенции (как агентов духовного производства) выступала каким-то излишеством, всего лишь дополнением к самому процессу жизни (одновременно считалось, что при желании и выполнении духовных затрат и рефлексивной процедуры каждый может воспользоваться плодами их труда и гарантированно постигнуть цели и смысл своей жизни и свое назначение в мире), что создавало основания для свободного, беспрепятственного духовного труда.
Еще со времен Платона и Аристотеля духовный труд требовал досуга исредств существования, тем самым ограничивая эту прослойку «агентов познания», которая дистанцировалась и от широких масс народа, и от власти. Это социальное положение как раз и было основанием самосознающей деятельности интеллектуалов как свободных «вольных стрелков» и «мозгов нации».
Одно временно это создавало напряжение и даже разрыв между представлением рациональных философов о разумности поведения, деятельности индивидов в экономических, социальных отношениях и реальных условиях, способствовало отчуждению «рационально развиваемых форм сознания индивидов от действительного, реального нравственно-социального порядка, устанавливающегося врезультате их действий» (Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 389).
Для разрешения этого внутреннего противоречия классического разума (противоречия между духом и действительностью) или хотя бы его смягчения, сглаживания в недрах классической философии создавались концепции компенсаторного свойства, сохранявшие устойчивое положение разума (но этот разрыв никогда не исчезал и дал о себе знать в конце XIX – начале XX вв., обострив ситуацию разума).
В этих концепциях мир рассматривался как внутренне упорядоченный, рационально познаваемый и родственный человеку, соразмерный фундаментальным характеристикам ума и самосознания человека, а мир темных, неконтролируемых вещественных социальных сил провозглашался миром отчуждения, преодолеть которое можно с помощью расширенного, абсолютного сознания, постигающего сокровенную разумность мира.
В классической философии считается, что именно мыслители способны постигать абсолютные основания мира (родственные человеку), ибо они занимают особое место в социальной иерархии, имея досуг и средства, на свой страх и риск, не будучи включенными во взаимодействие с обществом различными формами наемного труда, постигают мир по истине (являясь как бы поверенными Разума и Истины).
Положение мыслителей в духовном производстве и культуре изменилось к концу XIX – началу XX вв. Фундаментальные социальные и культурные сдвиги привели к созданию специфических феноменов, которых еще не было. С одной стороны, рухнули социальные перегородки традиционных обществ, существенно расширив сферу духовного производства, которое приобретает характер и черты наемного труда и лсесткой организованности по выработке эталонов, образцов поведения и жизни (распространяемых через механизмы массовой информации и рекламы, других средств манипуляции сознанием людей).
Роль мыслителя как некоего поверенного Провидения, парящего над страстями и сиюминутными столкновениями людей, резко меняется, становясь все более частичной, включенной в индустрию социально-массовой организации мышления масс вокруг каких-то практических задач.
С другой стороны, возникают массовые общества или общества потребления, а также феномен идеологических государств, которые характеризуются специально созданной индустрией сознания, цель которой – пропаганда и внедрение массово-стандартных, санкционированно-объединяющих форм сознания и мышления.
Все европейское общество пронизано массовым производством, которое связано с активным внедрением науки в производство, что приводит к тому, что лишь немногие люди своим трудом, своими навыками и понимательными возможностями, на уровне своей деятельности, способны вместить сложность мира, тогда как большая часть людей, массы (массовое общество) живут за счет труда этой небольшой части, занятой творческим трудом.
«В наше время все стало иным. Социальные условия находятся в неудержимом движении, и оно стало теперь осознаваться. Население земного шара вырывается из исконных традиционных устоев и форм сознания. Массы становятся все более однородными. Все учатсячитать и писать. ... Массы становятся решающим фактором» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 142).
Массы людей оказываются в ситуации, когда они пользуются довольно сложными вещами, уровень их материального благополучия довольно высок, но они не находятся на уровне тех душевных затрат, которые были необходимы для производства потребляемых ими вещей. Можно сказать и так: в современном обществе появляется все больше количество людей, которые не имеют отношения к тому, чем они живут, ибо не имеют отношения к творчеству и усилиям духа, без которых невозможно самим понимать и держать сложность мира и его вещей. Массы как бы ограждены от этого напряжения и саморазвития.
Простыми, упрощающими схемами (поставляемыми как духовным производством, так и самой массой), позволяющими человеку не делать внутренних усилий без надежды на какой-то конкретный результат и на уже готовое понимание, не затрачиваться душевно, ценой риска и «сжигания себя», одновременно уважая и идентифицируя себя с теми представлениями о себе, которые у него имеются. Идеологические схемы («мышление, основанное на идеологии» – К. Ясперс) позволяют без труда удовлетворить потребность человека в понимании (ведь человек может жить в мире, который он понимает), упрощая мир.
«Простота - это образ истинного. Упрощение – это насилие, заступающее место утерянной простоты. Простота допускает бесконечное число толкований, это мир в малом, наполненный и движущийся. Упрощение конечно по своей сущности, это нить, которая движет нас, как марионеток; оно не допускает развития, оно пусто и неподвижно.
Наше время – время упрощений. Успехом пользуются лозунги, все объясняющие универсальные теории, грубые антитезы. Простота кристаллизовалась в мифических символах, упрощение держится псевдонаучной абсолютности». – Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 148.
В массовых обществах, где вера уже не является основой жизненных обстоятельств, остается лишь пустота отрицания, нигилизм, сплошное «анти-».
Во всех бедах и несчастьях винят какое-либо историческое образование, бывшее некогда объектом теоретического познания - виной всему капитализм, социализм, марксизм, христианство и т.д., или ищут козлов отпущения в отдельных социальных фуппах, неспособных оказать сопротивление – все беды от евреев, от немцев, от коммунистов, от демократов и т.д.
«В испорченном пропагандистской софистикой языке в конце концов вообще перестает быть понятным значение слов. Речь превращается в хаос неопределенностей – все для того, чтобы выразить в каждом данном случае свое «анти-», которое отнюдь неследует из какого-либо действительного «про-». – Там же. С. 149.
Не нужно надрываться, делать какое-то бесцельное усилие (усилие культуры таково), саморазвиваться, чтобы держать сложность мира.
Общества потребления с их идеологическими схемами, все упрощает, формализует и технологизирует знания. Они сводятся к рецептам и формализированным предписаниям, ибо само духовное производство становится массовым, все более и более напоминает фабрику по производству знания и сознания. Своеобразная индустрия познания.
"Идея университета" (Карл Ясперс)
Это хорошо видно на примере университетов, которые, по определению, должны были быть местом универсального образования, автономного от непосредственного социального окружения. К. Ясперс, рассуждая об «идее университета», настаивает на том, что эта идея - общенациональная, сверхгосударственная, носит всемирный характера (Захаров И., Ляхович Е. Карл Ясперс: идея университета в X X веке // Alma mater, 1993, № 4. С. 21).
Университет сводит вместе людей, которые научно познают и живут духовно. Единственный авторитет - истина, которую все ищут, но которой не обладает никто в окончательном и готовом виде. Здесь господствуют равноправные отношения учителя и ученика, которые одинаково свободны.
"Главнейшее, – считает крупный экономист A.B. Чаянов,– что дает высшая школа, – это особая, ей одной присущая культура». – Чаянов A.B. Методы высшего образования // Чаянов A.B. Избранные труды. М.,1991. С. 367.
Во вселенной университета всякая регламентация ведет к усреднению студента. Главное в «идее университета» условие – свободная деятельность и автономия. Именно это условие помещает в основание организации нового Таврического университета в своей первой речи В.И. Вернадский, восстанавливая столетний обычай, когда «свободно избранный ректор свободного автономного университета обращается непосредственно к студенчеству со свободным словом».
Газета «Таврический голос» в сентябре 1920 г. опубликовала интервью В.И. Вернадского как нового ректора университета, в котором он оценивает Таврический университет «единственно свободным университетом на всей территории России, так как в нем полностью осуществлен принцип свободы и автономии, к которому всегда стремился университет». – Цит. по кн.: Аксенов Г.П. Вернадский. М., 1994. С. 294.
О. Долженко в своей книге «Очерки по философии образования» настаивает: «Университет реализует вполне определенные функции в культуре: он выступает как средство осмысления и развития, как некий автономный орган ее воспроизводства в специфически эталонном качестве.
При этом бытие университета как института культуры определяется и детерминируется только одним высшим для него началом - истиной. И с этой точки зрения бессмысленно говорить о государственных университетах.
По самой природе университет автономен. Только в таком качестве он может существовать и нормально развиваться». – Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 195.
Положение изменяется с приобретением духовным производством массового характера, что приводит к специализации и включенности университетов в механизмы социальных запросов и обслуживании социально-производственных структур.
Университеты все более становятся учреждениями по подготовке специалистов, а не местом где человек образовывается, понимая образование в смысле «падейи» Платона, т.е. изменение всего существа человека (Прохоров А., Розин В. О глубинной концепции образования // Вестник высшей школы. 1990. № 5).
Образование сводится к технологии освоения знаний и запоминанию (в арсенале современной педагогики даже появился термин «современные педагогические технологии»).
К. Ясперс полагал, что в университете не должно быть места экзаменам, потому как при экзаменах происходит подмена понимания и мышления простым приобретением знания. – Захаров И., Ляхович Е. Карл Ясперс: идея университета в X X веке // Alma mater. 1993. № 4. С. 22.
И. Ильин считает, что «академический экзамен должен проверять не память, а силу суждения и умение ориентироваться в неисследованном и неизвестном». – Ильин И. Борьба за академию // Вестник высшей школы. 1990. № 8.С. 89. 53
Мыслить самому – самое сложное
Человек вообще готов выполнять любую тяжелую физическую работу, лишь бы не напрягаться самому, не мыслить самому (мыслить самостоятельно, своей головой и есть, по определению И. Канта, просвещенность).
Мысль – это напряжение и труд. И не столько в том смысле, что нужно уметь оперировать понятиями, знать правила вывода и реально выполнять логические операции. Есть некие скрытые условия мысли, ее возможности как дополнительно случающиеся основания. Причем они могут и не случиться. Гарантий, что они обязательно возникнут - никто дать не может.
Лишь в конце работы думания будет видно - случилось или не случилось. Напряжение как раз и связано с держанием мысли, или возобновлением состояний мысли (именно эту способность держать мысль классические философы назвали способностью суждения). И если не случилось состояние мысли, то ничего нет. Нет мира, в котором мы можем жить с пониманием и достойно.
Таким образом то, что я назвал состоянием или основанием мысли не вытекает, аналитически не выводится из значения понятий. Обычно мы называем одним словом «мысль» и состояние мысли и мысль как ее содержание. Но это разные вещи.
Состояние мысли связано с самим фактом, событием мысли, неким дополнительным моментом живой мысли, который сопровождает содержание мысли как совокупность значений понятий. И в итоговой мысли состояние мысли сливается со своим содержанием.
Так вот работа думания - это сложное и не гарантированное напряжение. Не лучше ли в книгах прочесть или сходить на лекцию знающего человека?
И чаще всего человек отклоняется от сложности усилия мысли (Достоевский называл это «вилянием разума».
В. Гейзенберг в своих воспоминаниях передавал слова Н. Бора о том, что в науке мы не должны поддаваться соблазну упрощения и снижения трудности описываемой ситуации. «По-моему, – говорил Н. Бор, – развитие атомной физики просто научило нас необходимости мыслить тоньше, чем прежде» (Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1990. С. 216)
Как вообще быть на уровне требований, предъявляемых человеком самому себе в условиях, когда доступно образование и знание, но обходясь без труда вызревания души и саморазвития?
Именно здесь, в этом моменте человеческого самостроительства срабатывают упрощающие идеологические схемы, одновременно и освобождая человека от труда мысли, от саморазвития и вкладывания капитала в себя, и вместе с тем позволяя ему уважать себя и быть в ладах с собой.
Идеология, разрушая состояния мысли (любая идеология губительна для состояния мысли или эфира реализации человеческих переживаний) не позволяет ей дойти до стадии экспликации, выраженности (а невыраженная мысль, нереализованное чувство, неартикулированное побуждение - отсутствующие состояния), предлагая свои простенькие схемы и замещения. Более того, мы можем не верить в эти схемы. Главное в том, что идеологические схемы не позволяют самостоятельно думать, разрушая пространство артикуляции мысли.
Разделение между реальным познанием и духовным трудом, с одной стороны, и массой людей, выключенных из этого усилия духа в XX – начале XXI вв., – с другой, выглядит как-то иначе, пролегает по иной линии. Образование и включенность в механизмы производства и трансляции духовного продукта больше не совпадают с истинным знанием и пониманием действительности.
«Объективно по самой сути своего положения интеллигенция уже не может – независимо от субъективных своих устремлений и иллюзий и утопических реминисценций – считать, что ей автоматически дано осуществлять мышление, соответствующее, как выразился бы Гегель, своему понятию и истинной природе человека» (Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 400).
Интеллигенция вдруг обнаружила, что она не занимает привилегированной точки абсолютной позиции (далее неразложимой) как бы парящего над эмпирией безгранично самосознательного индивида. Требуется произвести над собой какое-то усилие, ибо проблематичными стали установки и структура сознания самой интеллигенции.
Современным будем называть то, что нельзя уже понять и осмыслить, вводя уже готовые средства и испытанный инструментарий, а нужно как-то предварительно попытаться трансформировать себя, сделать что-то с собой, ибо перед нами ситуация не просто очищения разума от «идолов» и «призраков».
Проблемой стало бытие самого разума и сознания. Обращаясь к работам классических философов, мы не найдем ответа на те проблемы, которые возникли в X X веке (перед классической философией не возникала проблема бытия мысли и сознания).
Потребовался новый язык, новая терминология, сам стиль и характер философствования изменился.
Например, Л. Витгенштейн свое философствование оценивал как поворот, разрыв с традицией классической философии и создание «измененного образа мысли и жизни». - Цит по: Вригт фон Г.Х. Витгенштейн и двадцатый век// Вопросы философии. 2001. № 7. С. 44-46.
Современные философы, как я уже говорил, пытаются передать не философскую систему, но некие состояния, внутри которых возможен новый сознательный опыт.
Когда М. Хайдеггер, несколько эпатируя журналистов, да и нас заявляет в своем интервью (октябрь1969 года), что «наука не мыслит, поскольку ее путь и ее средства таковы, что она не может мыслить» (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 150), то он всего лишь отличает предметное мышление и предметный язык (выразимое мышление и выразимый язык) от мышления и языка философии, которые строятся иначе.
Важно научиться мыслить (что и означает мыслить философски) в контексте «естественного света разума» (Р. Декарт), т.е. в свете бытия, естественно действующего, или «мышления бытия» (М, Хайдеггер).
Иначе говоря, внутри того, чем природа дает себяпознавать и жить достойно, выступая в виде некоего независимого дополнения, подсказывающего нам и являющегося основанием. Эти дополнения В.И. Вернадский называл эмпирическими обобщениями. Таким дополнением является принцип жизни, квант действия, или закон сохранения и др.
То, что необратимо существует в культуре, но невыводимо из предшествующего знания. То, что случилось, необратимо, фактически. Важно установиться в мысли, которая способна порождать другую мысль (древние греки называли ее мысль мысли, перво-мыслъ. Она вне различения души и тела. Это мысль, за которой не стоит субъект, вот почему современные философы предпочитают вообще обхо диться без категории «субъект» и «субъективное».
Речь идет о сознании бытия или «состоянии универсума»). А это значит научиться мыслить и выражать мысль так, что будто бы еще ничего не произошло, Христос еще не распят на кресте (это символ распятого Христа так «работает» в культуре. Хотя не исключено, что существовал и исторический персонаж богочеловеческой трагедии. Но нам важно рассматривать этот феномен уже как символ «не случившегося» перерождения человека, его трансформации, тогда и в нас что-то произойдет, возможно впадание в мышление бытия, или бытийственное сознание, благодаря которому мы держимся в мысли, порождая всякий раз это бытийственное сознание собой, из себя.
Итак, символы порождают некое поле расширения, поле понимательной материи, внутри которой возможны познание, нравственность, эстетическое переживание).
Тогда и только так можно мыслить бытие, или мыслью узнавать бытие, которое открыто для мысли (знаме нитая формула Парменида о «тождестве мышления и бытия») и «держится» этим мышлением.
Не случайно Платон назвал мышлением разговор души с собой же о былых встречах с богом. Мыслить и означает относиться к тому, что уже есть в душе, расширенной темнотой собственного неведения, ибо имел мужество и решился (если решился) на то, что невыводимо из известного.
Оставаясь в рамках предметного языка и предметного мышления (а это язык повседневного мышления и язык науки), мы вряд ли что-либо поймем в современной философии.
Трансцендентное измерение в человеке
Важно отучиться мыслить представлениями, ибо в человеке есть нечто, что недоступно представлению. Причем когда я говорю «есть», то это не значит есть в смысле предметности или вещности (а не природных явлений). «Есть» надо понимать как «вспыхивание» бытия и сознания бытия в усилии «второго рождения», или трансцендирования наличной культуры, социальности, идеологии.
Речь идет о трансцендентальных основаниях, идеально первичных (первичных в идее, а не в действительности) образованиях, или обонтологии сознания как о случающемся его бытийствовании (как актуальной бесконечности! – infinitum) в индивидуальном усилии, представленном в какой-то конкретной реализованной деятельности (познающей, эстетической, нравственной и т.д.).
Нужно отважиться сомневаться во всем, критично подойти ко всему существующему (не отрицать, а задержать ответ.
Воздержаться от представления даже о мире, т.е. проделывать «еросhе»).
И тогда следующим шагом мы можем обнаружить свое незаместимое присутствие в мире. «Я есмь!».
Основание человека и мира реализуется в некоем пространстве онтологии человека (или личностной структуре, помня, что в философии личностное - это не эмпирическое, социальное или культурологическое, а метафизическое измерение человека, «внутренний человек» Библии) и требует индивидуального, незаместимого присутствия отдельного, автономного человека.
Бытие личностных структур в X X веке стало проблематичным, а разум, представляющий сферу свободы, как бы попал в сети массового, и «под видом ума» продолжает реализовывать уже стихийные силы природности человека.
Механизмы идентификации срабатывают, но через естественную стихию человеческих проявлений (природных, а значит, не свободных, ибо природные процессы, в том числе и природность человеческого существа, не знают свободы.
Свобода – это над-природное, неестественное состояние). Отсюда человеческое усилие, достающее «огонь бытия», требует каких-то новых средств.
Спасибо, что дочитали. Возвращайтесь.