Продолжим, друзья. Итак, перейдем к культурно-идеологической проблеме евразийства.
Итак, мы с вами выяснили, что процесс усвоения культурных феноменов во многом зависит от близости культур, их пластичности и уровня культурных и цивилизационных достижений данных народов. Когда я думаю о том, кто (или что) создал Россию, можно с большой уверенностью сказать, что это однозначно русская культура. Наверное ни одна другая не в состоянии усвоить столько полезных достижений как с запада, так и с Востока, причем вдохнуть в перенятое столько своего, что порою перенятое становится совершенно новым, аутентичным, родным. И быть готовой принять в себя любого. Я посвящу отдельную статью этому явлению, сейчас мы говорим все же о другом.
Этот процесс усвоения имеет определенные пределы. Народ, как носитель первичного культурного кода, может усваивать новое только до определенного предела. Нельзя "перекормить" его новшествами. Он может просто не смочь их переварить. Я считаю мультикультурализм - опаснейшим явлением, если он проводится насильственно, ускоренными методами, игнорируя естественность процесса. ЕС сейчас занимается именно этим, навязывая чуждые, девиативные нормы народам, куда они не встраиваются никак. И вызывают естественное сопротивление.
И история изобилует подобным.
Давайте рассмотрим это на примерах. Возьмем Рим. Нет необходимости говорить, что в свое время он был самым передовым государством своего времени. Это, можно сказать, классическая Европа, давшая основу цивилизационному развитию всего мира. Краеугольным камнем его конструкции лежит жесткая связь жителей империи с государством. Рим давал человеку ровно столько, сколько сам человек готов был дать Риму. Естественно, мы говорим в первую очередь о периоде республики.
Оно раскрывалось в двух категориях. Res, (вещь) причем не в материальном понятии, а как категория охватывающая весь комплекс материальных благ, имущественных и неимущественных прав. И Fides - верность, честь, доверие, долг. Участие и труд во имя Рима и определял объем Res. Res publica populi Romani, или государство как общественная часть. Сколько ты отдавал государству, столько от него ты и мог получить. Таким образом, определялось место каждого в обществе. То есть - status. Он определял права, - давал право на голосование в народном собрании (jus suffragii), избираться в магистраты (jus honorum), вступать в римский брак (jus connubii).
То есть только отдавая, четко ощущая себя частью государства, - ты что-то получаешь. Будучи полностью погружен и связан с империей. Трудом или ратной службой (ius militiae). Право быть Сivis romanus (гражданином Рима), было далеко не естественным для всех. Чушь насчет "граждан мира" еще не была придумана.
Но время шло, империя расширялась. Количество перегринов (неграждан, жителей присоединенных земель, мигрантов) по отношению ко квиритам (гражданам) росло. Постепенно, те ценности Рима взращенные на постулатах периода республики, еще со времен Законов 12 таблиц канули в лету. Перегрины не носили в себе ценностей Рима, они были им чужды. Они прибывали только за деньгами, образовывали собственные кварталы, говорящие на своих языках и их интересовало только богатство метрополии. Так стирался и постепенно терялся тот фундамент, на котором был построен Рим. Уходили верные и стойкие триарии, побеждавшие духом и стойкостью на поле боя, их место занимали контрактники. Доходило до того, что на грабежи метрополий отправлялись уже сами легионы. И вскоре Рим пришел в окончательный упадок. Его победили не оргии императоров, не коррупция или сильные враги. Рим пал от "болезни Вавилона". От разрушения первичного культурно-цивилизационного конструкта. От неограниченного мультикультурализма. Спустя 2,5 тысячелетия этой болезнью будет страдать и ЕС.
Абсолютно тоже самое мы обнаруживаем и в истории Византии. Тот удар, что она приняла от западных собратьев в 1204 году и довершенный позже, не менее алчной, ордой турков-огузов привели к образованию Османской Империи. Когда военная удача улыбнулась и очередная попытка взять Константинополь обернулась успехом для Мехмеда II, завоеватели вовсе не стремились сразу разрушать устои империи. Им в руки достался куда более совершенный механизм и куда более образованное население нежели, в массе, они сами. Множество людей немедленно было обращено в рабство. Но разрушать все завоеватели не стали.
Греки, несущие в себе эллинский цивилизационный фундамент, в Османской империи стали главной экономической силой завоевателей. Они занимали главные административные должности в империи, управляли службой драгомана, писарской и переводческой службой, занимались снабжением, работали врачами, Под ними был торговый флот. Именно в этот период, многонациональной и многоконфессиональной Порты, Османская империя была сильна как никогда. Потому что сохранялась первичная основа государства. Образованный слой составляли армяне, арабы, персы, славяне. Но когда начались процессы мусульманизации и османизации населения, когда процессы закабаления населения и разрушение прежней системы явили известную деградацию общества, снижение общего уровня грамотности населения, социальный упадок, мощь империи стала падать.
Большое количество, не в пример захватчикам образованных людей, покинуло захваченную страну и переселялось в другие страны, перенося туда знания. Канула в лету, ученость и просвещение и народы Малой азии "обращенные" в осман, все более и более скатывались в средневековье. Они поддерживали целостность своей страны опираясь на насилие и страх, а так же на государственный киднеппинг, отбирая детей у родителей из завоеванных народов ("налог крови") и воспитывая все новых и новых душегубов-янычар.
Закончилось это тем что потомки Исидора Милетского, Иоанна Александрийского, Анфимия Тралльского, Григория Хиониадоса, Мануила Хризолора докатились до отвратительных деяний по массовым истреблениям людей, доселе не знавших себе равным в Европе, апофеозом которых стал 1915 год.
История последних 150 лет Османской империи - это непрекращающаяся борьба народов Малой Азии против османского гнета. По сути, борьба тех, кто остался верен национальной идентичности, против тех кто ее потерял. Мультикультурализм может приводить и к таким результатам.
Третьим примером - могла быть стать сама Золотая Орда. И хоть мы позже коснемся ее конкретно, мы видим здесь тот же механизм. За 240 лет зависимости Руси от монгольской знати, Русь удивительно мало переняла от Орды. Даже сегодня искать ордынское в России можно только под микроскопом, - настолько разные и чуждые это миры. Менталитет, ландшафты, организация производственных отношений, языки и пищевые предпочтения, все настолько разное, что сводить все это в один конгломерат невозможно в принципе.
Собственно и империей то ее назвать сложно. Потому что в империях, метрополия хоть что-то дает провинции, - науки, письменность, книги, ученость, технические достижения, архитектуру, врачебное дело, и судопроизводство. Даже Британия оставила Индии неплохую систему образования (кстати оно в Индии на английском языке). Между прочим, будучи классическим колониальным грабителем в отличии от России, Британия, тем не менее, уходя оставила Индии показатели роста промышленности в 2,5 раза выше, чем при правлении Великих Моголов (0,55% против 0,22%). Совершенно не ставя себе подобных целей, что может говорить об эффективности экономик тех, кто "рулил" и Русью.
Получается странная ситуация. Когда нам нужны рынки и технологии Запада, мы - европейская страна. И вот мы поссорились, и мы снова объявляем "евразийство". И оно приходит к нам в самых девиативных формах. Где славяне "вдруг" - это рабы (якобы от латинского "slavs" и именно кочевники научили этих бродяг мыться, есть ложками, познакомили со штанами.). И в очереди "подобрать" нашу цивилизацию довольно много. Порою тех, которые до 20 века не имели государственности, своей денежной единицы, занимались отгонным скотоводством или примитивным ремесленничеством, занимаясь меновой торговлей и порою были грамотны только в лице небольшой кучки знати).
А теперь нас пытаются убедить о некоемом вкладе монгол (список сегодня расширен максимально). В страну, где русские уже не этнос...
Если мне кто-то покажет иное евразийство, я буду только рада. Евразийство в лице ведущих ученых, философов, архитекторов и изобретателей, писателей и врачей, о котором нам твердит теория Евразийства, но никак не желает ни о чем говорить конкретно. Десятилетиями эксплуатируя в качестве доводов ямскую службу монгол, несколько десятков заимствованных слов, и лук со стрелами. И дико ненавидя Византию.
Но позволяя себе в лице определенных случаях накладывать руку на российское наследие объявляя себя наследниками Золотой Орды.
Как люди, выращенные в таких парадигмах, должны относится к России
Когда я вижу на ТВ известный флешмоб, по поводу того, что мол, все мы разных национальностей но все мы русские, это не значит, что татарин должен принимать христианство, калмык заводить корову, я одевать хиджаб, а дагестанец переезжать в степь, а эвенк и чукча переходить на картофель и кумыс.
Да, я понимаю, что в основе - благая цель. Но почему все-таки, во мне что-то сопротивляется этому? Допуская себя на этом уровне русской, мне кажется, что меня лишают права на национальную идентичность. А как кстати Вы думаете?
И как все таки быть?
Мне кажется, это значит что мы должны жить в мире, оставаясь каждый самим собой. В этом всегда была сила России, а отсутствие этого естественного права на аутентичную культуру, или наборот, агрессивное вторжение чужих и погубило большую часть империй.
Просто быть собой, не пытаясь приватизировать русскую культуру, и без того претерпевшую последние сто лет. Ведь только отдавая - приобретаешь.
Р.S. Кстати, увидела в сети сообщение, что казачьи песни в Усть-Лабинске будут петь казаки. Этнические казаки. И думаю, оно и к лучшему.
Спасибо за прочтение, благодарю за "лайки".
Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами, давайте размышлять вместе.
Если вы, вдруг не обнаружите канал в подписках, найдите его через поисковик, переподпишитесь и сообщите мне. Такое, к сожалению, бывает.
Особое спасибо, за репосты статьи в читателям, в соцсетях.
Не прощаемся.
Всегда с вами. Ваша Алич.