Если вы думаете, что в школе легко - вы забыли, что такое школа. Беззаботное детство, по-моему, существует только в фантазии взрослых, а уж учитель - профессия, требующая редкого ума, таланта и выносливости.
В советское время учителям, может быть, неважно платили, но уважали - несомненно. Вон сколько фильмов о них сняли. В связи с началом учебного года, предлагаю при помощи кино погрузиться в жизнь советских учеников и учителей. Вы увидите, что даже во времена непререкаемого учительского авторитета, это был сплошной экстрим.
"Грешный ангел" 1962 г.
1952 г. По реке идет небольшое пассажирское суденышко. Девушка, сидевшая на палубе, продрогла. Собрав чемоданчики, она переходит в общую каюту и устраивается на вещах. Расположившийся рядом старичок смачно режет сало. Поймав голодный взгляд, он протягивает ей кусок, но юная пассажирка закрывает глаза.
"Гордыня в тебе не по годам, - изрекает словоохотливый сосед, - а жизнь, милая, гордых, ох, не любит". Девушка берет угощение и нехотя отвечает на вопросы. Зовут ее Вера, лет - пятнадцать скоро будет, едет одна.
Вероятно сам знакомый с местами не столь отдаленными, старик догадывается, что перед им девочка из семьи репрессированных и начинает уговаривать ее ехать в обитель матушки Агриппины на юг. Не сказать, что эти речи вызывают у Веры Телегиной доверие, но к морю она хочет, потому берет и адрес, и маленькую Библию в качестве пароля.
Впрочем, прибыв на место, девочка идет не в монастырь, а на опустевший ночной пляж. Волны накатываются на берег. Под их плеск всплывают воспоминания. Об отце, матери, счастливом мире, в котором было все. О дяде Сереже - друге дома, который, вероятно, их семью и разрушил. Вера не может помочь родителям, она знает, что они ни в чем не виноваты, и верит только себе.
Название фильма "Грешный ангел" некоторые относят к главной героине и недоумевают: ведь ее ни в чем нельзя упрекнуть, Вера - на редкость стойкий, честный, мужественный человек. Да, попав стараниями милиционера в интернат для сирот, которым руководит заслуженный учитель Симбирцев, она не опровергала версию о том, что ее отец знаменитый полярник, но ребята скорее придумали это сами.
Она промолчала также, как не стала говорить о том, что брат ее подруги сидел в тюрьме. Ну, верит Наташа, что Кирилл какой-то ответственный работник, потому и не может взять ее домой - и на здоровье. Вера никому не желает мучений от незаслуженного позора.
Главное содержание фильма, выраженное в названии - спор о человеке. Старик-богомолец говорит, что человек рождается ангелом, но жадность и жажда власти делают его грешным. Мир лежит во зле, из него надо уходить, спасать душу. Этому, по сути, противоположна позиция учителя Веры.
Денис Антонович Симбирцев, директор интерната, едва не попадает под обвинение коллег в политической слепоте и пособничестве врагам народа, приняв девочку из репрессированной семьи. К счастью, педагогический коллектив, в основном, состоит из его учеников.
На слова Веры о том, что есть коммунисты, а есть только члены партии, учитель отвечает, что предатели есть везде, но хороших людей больше. Главное - оставаться хорошим человеком и помогать другим. Так поступает и он, и старшина Ставриди, и ребята, пришедшие на педсовет защищать Веру. Недаром последняя фраза фильма - ответ первоклассника: "Я - человек!"
Героиня Ольги Красиной поражает своей внутренней независимостью и великодушием, которого хватает даже на ее главного противника - учительницу Молчанову. Нина Веселовская играет женщину красивую, холодную и рациональную. В ее перерождение мне не верится. По-моему, учительница просто поняла, что обвинение Симбирцева потянет за собой всех.
Говоря об актерах, нельзя не упомянуть самый замечательный персонаж и его исполнителя - маленького Бориса Бархатова в роли Шурика Кондакова. В фильме много юмора и света, несмотря на трагические моменты, но Шурик, по-моему - самая яркая звезда.
В остальных ролях: Николай Волков-старший (Симбирцев), Геннадий Фролов (Иван Спиридонович, учитель труда), Юрий Медведев ( Клименков, учитель математики), Борис Чирков (старик), Марк Перцовский (старшина Христофор Ставриди), Галина Волчек (Афродита, жена Ставриди), Алексей Кожевников (Кирилл Заречный) и другие.
Прообразом Симбирцева послужил Матвей Николаевич Ляхов, учитель режиссера картины Геннадия Казанцева, арестованный по ложному доносу в 1938 г. и умерший в Казанской тюрьме в августе 1939 г.
"Мимо окон идут поезда" 1965 г.
Сибирь. Тайга. Снег. Железная дорога недалеко от стоящей в сосновом лесу школы-интерната. Каждый день на заборе висят любопытные младшеклассники, встречая поезда дальнего следования. Однажды из Москвы приезжает молодой специалист, учительница литературы Лидия Сергеевна.
Гусевская школа - авторитетное учебное заведение: дисциплина, успеваемость, спортивные достижения, прекрасно оформленные стенды. Директор Федор Федорович поручает новому члену коллектива надежный седьмой "Б". Там учится даже сын секретаря райкома Валя Чижиков.
Лидия Сергеевна, которую хочется называть просто Лида, за неимением жилплощади, живет пока в интернате, знакомится с оставшимися девочками (большинство детей на выходные забирают домой), сидит с ними как подружка, слушает местные новости и характеристики учителей.
Семиклассники к новой классной быстро привязались. Только не все. Нажила она неприятеля и в лице биологички Раисы Васильевны. Вскоре неприятности в образцовой школе посыпались как из ведра: драка, бунт в день приезда иностранцев, наконец, кража. И все в классе Лидии Сергеевны. В чем же дело?
Картина поставлена по сценарию Любови Кабо, советской учительницы, журналистки, писателя. Смысловым центром ее является конфликт между формализированной педагогикой директора и прекраснодушной, искренней, но инфантильной позицией Лиды.
Федор Федорович строит в школе порядок близкий к армейскому, что для воспитания юных умов и личностей, конечно, плохо. Недаром за парадным фасадом официального управления процветает нечто вроде школьной "дедовщины". Лида пытается впустить в эту казарму свежего воздуха, но, при этом, ведет себя незрело.
Мои симпатии к персонажам по ходу действия менялись. Компания по осуждению вора, передаваемая по школьному радио и организованная директором - ужасна. Вершина пафосного лицемерия: милые детские мордашки читают клеймящие требования, написанные взрослыми. Зато бунт Федор Федорович прекратил просто великолепно.
Попытки Лидии Сергеевны он не пресекал как держиморда, давал молодой учительнице проявить себя, но она критиковала правильно, а на деле проявила беспомощность. Жаль во всей этой ситуации только бедных детей, которых поманили куда-то в новую жизнь и бросили. При этом никто из взрослых не желал зла, но, по известному выражению, "получилось как всегда".
Жесткий фильм о разочарованиях в справедливости, с которыми неизбежно сталкиваются одни в детстве, другие в юности. Из младших героев понравились главный терпила Санька Зеньков (Виктор Косых), отрицательный, но фактурный Богун (Владимир Чевелов) и очаровательный малыш по прозвищу "Мухомор" (Валерий Васильев).
В ролях: Лев Круглый (Федор Федорович Гусев), Мария Стерникова (Лида), Элла Некрасова (Раиса Васильевна), Роман Хомятов (Валерий Павлович, физкультурник), Сергей Яковлев (Николай Степанович, математик), Аркадий Трусов (Прокопий, истопник), Екатерина Мазурова (тетя Агаша) и другие .
"Доброта" 1977 г.
Учительница литературы Мария Николаевна с девятилетним сыном Вовкой возвращается в город, где когда-то получала профессиональное образование. Ее пригласила институтская подруга Люся, жена директора школы Леонида Павловича Прохоренко.
Директор, бывший военный, проводит эксперимент, внедряя в школе, с одной стороны - элементы самоуправления, с другой - армейский опыт. Он обошел детские комнаты милиции и пригласил в летний пионерский лагерь подростков, пользовавшихся авторитетом в уличных компаниях.
Им он разрешил носить воинскую форму и сформировал актив во главе с лидером - Юрием Щукиным. До армии Леонид тоже был трудным подростком и считал, что военная организованность дисциплинирует, пробуждает здоровое соревнование, а душеспасительные беседы только расслабляют.
Директор хотел придать организаторским способностям и честолюбию своего выдвиженца новые, положительные цели. Опыт работы в лагере дал эффектный результат: задания выполнялись четко и организованно, денег за сельхозработы тоже начислили прилично. Леонид Павлович перевел активистов в свою школу, чтобы и дальше на них опираться.
На первом уроке Марии Николаевны Щукин и его адъютант Луков пробуют сломать ее учительский авторитет хулиганскими выходками, перекладывая ответственность на травимого ими Сергея Завьялова. Учительница называет это трусостью и самолюбивый Щукин признается.
Первый раунд выигран, но как помочь Завьялову и убедить директора, что его инициативы имеют далеко не положительный результат?
Фильм снят по мотивам повести Семена Ласкина "Абсолютный слух". По сравнению с книгой некоторые линии сокращены, смягчены характеры и события. Повесть я бы тоже рекомендовала прочесть для сравнения. "Абсолютный слух" - это о педагогическом даре, таком же необходимом для учителя, как музыкальный слух для музыканта.
Экранизация называется "Доброта". Это то, о чем забыл Прохоренко в своем эксперименте. Характер, сила воли, цели - все это важно, но и самые лучшие цели могут быть искажены методами их достижения. "Даже самое интересное начинание не согреет души ребят, если оно не согрето добротой,"- говорит Мария Николаевна.
В объявленный директором день самоуправления происходит жестокая попытка Щукина с дружками унизить Завьялова и ЧП, в котором учительница дает пощечину ученику. Финал достаточно открытый, мы не знаем как дальше сложатся судьбы героев.
На мой взгляд, экранизация уделяет больше времени истокам характера Щукина и отодвигает в тень его антипода Завьялова. Окончательно не раскрыт и правая рука Щукина - Луков, выразительно сыгранный Андреем Гусевым. Он кажется гораздо страшнее своего вожака, любит издеваться над людьми и нарочно держится вторым.
Образ Марии Николаевны Стурженцовой - несомненная удача Тамары Семиной. Она выглядит именно такой как в повести: доброй, душевной и женственно-обаятельной, что сочетается с профессионализмом и умением владеть собой.
Запоминается образ бабушки Щукина в исполнении Валентины Сперантовой. Старая глухая женщина, растящая внука с младенчества и без помощи. Вообще картина коммуналки, в которой живет Щукин, помогает многое в его характере понять и простить. Всегда приятно видеть на экране Эмилию Мильтон, хотя ее роль математички очень мала.
В ролях: Леонид Неведомский (Прохоренко), Николай Константинов (Юра Щукин), Владимир Звягин (Сережа Завьялов), Алина Покровская (Люся, жена Прохоренко), Николай Парфенов (сосед Щукиных), Эмилия Мильтон (Павла Васильевна) и другие актеры.
Мой обзор закончен. Надеюсь, тема вам понравится. Предыдущая подборка фильмов о героях одной профессии: "Крепче за баранку держись, шофер": 3 остросюжетных советских фильма о водителях".