Смотреть на звёзды и писать о том, как российские суды снижают размер компенсации морального вреда, можно бесконечно… На самом деле, вопрос очень серьезный. Верховный суд по жалобам истцов возвращает на пересмотр в нижестоящие инстанции нездорово большое количество дел о моральном вреде, их число зашкаливает по сравнению со многими другими видами споров.
Эксперты давно твердят, что одна из причин – отсутствие стандартной методики оценки «нравственных страданий». В итоге получается: человек «пальцем в небо» попросил миллион, суд «пальцем в небо» назначил десять тысяч (пример – наше недавнее видео). Тенденция на снижение носит патологический характер, суды традиционно боятся присуждать пострадавшим адекватные суммы.
Продемонстрируем это на примере нескольких дел из разных сфер жизни.
Сначала совсем немного теории
Согласно статье 151 Гражданского кодекса, моральный вред – это физические или нравственные страдания гражданина, причиненные различными посягательствами.
Верховный суд разъяснил, что моральный вред может проявляться в нравственных переживаниях в результате:
- смерти близких,
- потери работы,
- раскрытия персональных тайн,
- причиненной физической боли,
- распространения порочащих человека сведений,
- лишения каких-либо гражданских прав,
- заболевания, перенесенного из-за нравственных страданий и так далее.
ВАЖНО различать: если вы понесли материальные потери – нужно взыскивать убытки, то есть материальный ущерб и упущенную выгоду. Если совершено уголовное преступление – надо требовать уголовного наказания. А моральный вред – это сопутствующие или самостоятельные неосязаемые личные страдания.
Приведем пример на основе уже упомянутого видео: коммунальщики на 6 дней отключили электричество в квартире. Безусловно, жильцы перенесли нравственные страдания по этому поводу, так что суд назначил каждому по 2,5 тысячи рублей в качестве компенсации морального вреда. Много это или мало – вопрос. А если у граждан, помимо этого, протухло мясо в неработающем холодильнике – это уже материальный ущерб. Стоимость испорченных продуктов оценить гораздо проще.
В этом и причина проблемы: как измерить страдания в рублях? Сколько «стоит» смерть родственника или клевета, в результате которой человека высмеивают в соцсетях?
Ну а теперь к показательным примерам из недавней судебной практики.
Моральный вред при утрате близкого
В 2015 году нетрезвый сотрудник полиции случайно застрелил мужчину, у которого осталась маленькая дочь-сирота. Полицейского посадили, а пожилая мать погибшего обратилась в суд с требованием о взыскании компенсации за причиненный моральный вред с МВД, оценив его в 4 миллиона рублей.
Но судами первой и апелляционной инстанций эта сумма была уменьшена до 150 тысяч рублей, без каких-либо конкретных пояснений о методике оценки применительно к данному шокирующему случаю.
Дело дошло до Верховного суда, который сделал вывод, что судьи не сформулировали точные причины снижения размера компенсации. ВС запретил необоснованно играть цифрами и отправил спор на новое рассмотрение.
Повторно изучив обстоятельства, Мосгорсуд увеличил сумму компенсации до 500 тысяч рублей, кассационная инстанция его поддержала.
Но это вовсе не значит, что вот она, справедливая с точки зрения судебной системы цена утраты члена семьи. В решениях судов по другим делам фигурируют совершенно иные суммы с разбросом в сотни тысяч рублей.
Моральный вред при получении физических повреждений
В конце мая 2022 года Верховный суд вынес определение, которым отменил решения нижестоящих судов.
Дело заключалось в следующем.
Зимой 2019 года на жительницу Москвы обрушилась наледь с крыши дома. В результате она больше 2 месяцев оставалась нетрудоспособной, испытывала болезненные ощущения и физический дискомфорт.
Женщина подала в суд иск против местного ГБУ, некачественно очищавшего крышу здания от снега, и потребовала в нём возмещение материального ущерба, а также 300 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Районный суд снизил эту сумму до 50 тысяч рублей, апелляция и кассация согласились с таким решением, хотя по возбужденному уголовному делу ГБУ было признано виновным в халатности.
Истице пришлось обращаться в Верховный суд, который указал, что «суд первой инстанции не привёл никаких мотивов в отношении определённой к взысканию компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей» и не обосновал, почему эта сумма является достаточной против заявленных пострадавшей 300 тысяч.
ВС направил дело на повторное рассмотрение. Чем закончится новый виток – ещё предстоит узнать. Но выводы Верховного суда вселяют надежду, что судьи наконец перестанут голословно «резать» суммы компенсации.
Моральный вред при гибели домашнего любимца
Летом этого года получило огласку в СМИ следующее дело.
В Саранске водитель «Волги» задавил насмерть собачку породы чихуахуа. За нарушение ему был назначен штраф и административный арест.
Но хозяйка собаки решила взыскать и компенсацию морального вреда. В иске она указала не «космическую» сумму – 10 000 рублей. Однако суд всё равно решил, что это много: вынес решение в пользу истицы о компенсации вреда на сумму 5 000 рублей. Женщина решила бороться дальше и обратилась в вышестоящие инстанции.
Апелляция оставила решение без изменений, а кассация и вовсе инициировала полный отказ в иске. Судьи рассудили так: животное – это имущество, то есть его гибель – это материальный ущерб, а моральный вред в таком случае не компенсируется.
Но хозяйка погибшего домашнего любимца дошла до Верховного суда, который отметил, что собака – это не просто имущество. Законом запрещено жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности, а значит охраняются нравственные отношения.
Соответственно, и нравственные страдания при утере животного – объективная категория. В результате дело направлено на повторное рассмотрение.
Опять-таки ждём результатов нового разбора ситуации. Но всем владельцам домашних животных на заметку: за утрату любимца можно пробовать взыскать компенсацию морального вреда.
***
Ну а общий вывод таков. Увы, пока тенденция к формальному снижению сумм компенсации сохраняется. Но если бороться до конца, не бояться идти в вышестоящие судебные инстанции и отстаивать свою правоту – есть шанс добиться решения в свою пользу.
И продолжим надеяться, что ситуация скоро изменится принципиально: появятся четкие правила оценки морального вреда или новое поколение судей, которые не будут столь категоричны и абстрактны.
Если у вас есть положительный или отрицательный опыт взыскания компенсации морального вреда - поделитесь в комментариях. Это важно и нужно знать всем.