Здравствуйте! С вами на уроке нашей школы "Как раньше" Александр Одинцов, и пришел я не с пустыми руками.
Музыкальные подарки
Говорят, что пародия - "низкий" жанр, потому что гораздо проще изобразить кого-то другого, чем найти что-то своё, особенное. Да, возможно, когда-то так и было, но в настоящее время быть пародистом очень сложно. Приходится надевать парики, цеплять усы, бороды и/или накладные бюсты, чтобы зритель хоть как-то мог узнать пародируемого, так как одного голоса в большинстве случаев для узнавания недостаточно.
А я сегодня хочу пригласить вас в 60е-70е годы прошлого века, когда пародистам было не в пример легче. Настолько легче, что даже артисты, не специализирующиеся на голосоподражании, пытались изображать своих коллег по цеху.
Вот, например, на новогоднем "Голубом огоньке" 1970 года Муслиму Магомаеву в качестве подарка преподнесли дружеский шарж. И он в свою очередь тоже решил отправить несколько дружеских шаржей, только музыкальных. И получилось у него, на мой взгляд, очень похоже!
Муслим Магомаев - "Музыкальные пародии"
Телеграммы
Одним из первых пародистов (если не самым первым) на отечественной эстраде стал Виктор Чистяков. Первые свои пародии он начал показывать ещё на капустниках во время учёбы на драматическом отделении Ленинградского государственного института театра, музыки и комедии (ЛГИТМиК). После окончания учебы Виктор был принят в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Однако служба в театре удовлетворения не приносила - ролей было мало, и обычно это были роли второго, а то и третьего плана. Выручали всё те же капустники, для которых Чистяков вместе с молодыми актёрами Станиславом Ландграфом и Ильёй Резником делал пародийные номера.
В 1968 году Виктор Чистяков подготовил номер "Концерт по заявкам", состоящий из нескольких пародий. Вскоре этот номер прозвучал по радио, и после этого уже ни один телевизионный концерт или "Голубой огонёк" не обходился без участия артиста. Виктор никогда не учился петь, но его гибкий, очень пластичный голос и исключительный музыкальный слух позволяли ему очень точно изображать очень разных певцов и певиц.
Четыре года, с 1968 по 1972 год, Виктор Чистяков был одним из самых востребованных артистов эстрады Советского Союза.
Один из самых популярных номеров Виктора Чистякова, наряду с "Концертом по заявкам" - это "Телеграммы". Особенно часто этот номер в разных вариациях исполнялся в "Голубом огоньке". Вот фрагмент передачи 1970 года, посвящённой Международному Женскому дню.
Виктор Чистяков - "Телеграммы"
Деды Морозы
Популярностью в те годы пользовались не только музыкальные пародисты, но и артисты разговорного жанра, умеющие изобразить коллег по цеху. Одним из самых известных в этой отрасли эстрады был Геннадий Дудник. Пародией он увлёкся еще во времена учёбы в ГИТИСе, сыгранные им в студенческих спектаклях персонажи говорили голосами известных актёров. В конце концов один из педагогов возмутился: "Почему вы всё время "под кого-то" играете?! Под Дудника когда будет?!"
После окончания учёбы Дудник несколько лет служил в драматическом театре, а в 1954 году перешёл во вновь организованный Театр Эстрады, некоторое время выступал с эстрадными миниатюрами в дуэте с Евгением Весником, позднее со своей супругой Еленой Арнольдовой. Но более известен он стал как пародист. Он настолько хорошо имитировал голоса артистов, что его неоднократно приглашали на озвучивание фильмов, если актёр по каким-то причинам сам не мог сделать это. А последнюю роль Петра Олейникова в фильме 1966 года Геннадий Дудник озвучил полностью.
Грамзапись пародиста не баловала, но один из его номеров попал на пластинку 1972 года "Весёлые гости".
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент новогоднего "Голубого огонька" 1963 года, в котором популярные артисты с помощью Геннадия Дудника рассказывают о том, как они были Дедами Морозами.
Геннадий Дудник - "Деды Морозы"
Ну, Красная Шапочка, погоди!
А закончить свой рассказ я хотел бы одним из своих любимых пародийных номеров. Исполнит этот номер Юрий Филимонов - человек исключительно серьёзный (говорил же один из персонажей Аркадия Райкина, что "смех - дело серьёзное"), доцент, а позднее профессор кафедры сценической речи и кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра ГИТИСа, автор нескольких научных статей и книги о специфике эстрадного мастерства.
Однако все перечисленные достоинства не сделали Юрия Филимонова скучным "сухарём". Он обладал отличным чувством юмора и много выступал с пародиями на концертах, регулярно появлялся в теле- и радиоэфире. Причём ему отлично удавались как разговорные, так и музыкальные пародии, он очень удачно смешивал их в пределах одного номера.
Один из самых известных номеров Юрия Филимонова "Ну, Красная Шапочка, погоди!" был выпущен сначала на гибкой пластинке, а потом на обычном миньоне. В этом "мюзикле" пародист ухитрился спеть даже голосом Анатолия Папанова.
Юрий Филимонов - "Ну, Красная Шапочка, погоди!"
Конечно, одним коротким рассказом все грани пародийного искусства охватить невозможно. Я сознательно опустил литературную пародию, и её мэтра Александра (Сан Саныча) Иванова. У меня есть большая пластинка с записью его концерта, и если не будут возражать ученики и креативный директор нашей школы, то Иванову я посвящу отдельный рассказ.
Не упомянул я Ираклия Андронникова. Он не был пародистом, но в своих устных рассказах он очень точно изображал разных людей, с которыми его сводила жизнь. Он также достоин отдельного рассказа.
Нет в моём сегодняшнем рассказе и Владимира Винокура. То, чем занимается сейчас он и его Театр Пародии, мне обсуждать не хочется. Но обещаю, как только у меня появится пластинка "Пародия-80", то сразу я о ней и расскажу.
А на сегодня у меня всё! Спасибо, что читаете и комментируете! До встречи на уроках нашей школы!