Перестройка гремела по стране. Новости смотрели семьями, радовались, надеялись, обсуждали. Наконец-то, свершилось, рухнул "железный занавес", теперь заживём.
После череды старцев у власти, над которыми весь мир смеялся, вдруг у страны есть настоящий Президент! И получше, чем в некоторых цивилизованных. Не стыдно смотреть на всякие международные встречи - умный, образованный, никакой не "совок".
А главное - среди народа. Вот Горбачёв беседует с рабочими такого-то завода, завтра выслушивает чаяния других, послезавтра - третьих. Отвечает на вопросы, рассказывает о перспективах. Рыночная экономика не чета советскому планированию. Теперь предприятия начнут выпускать исключительно то, что пользуется спросом, а не по разнарядке сверху. Когда продукция годами пылилась на складах.
Серые пальто, вечные "дубовые" туфли, одинаковые платья. Дефицит, очереди, давка за импортом. Никакого больше дефицита, новомодная одежда хлынет на прилавки, вместо танков завалят холодильниками-кастрюлями всю страну.
Да и зачем нужны танки, когда весь мир - за нас? Потому что - демократия! Свобода! Солженицин! "Архипелаг Гулаг"!
Самое важное - гласность! Перестройка и гласность шли рука об руку.
А мы ничего толком и не знали. За стадо народ держали, свои дела вершили. Зато теперь все архивы показали, запрещённые книги напечатали - читай, не хочу. Мы и читали. Потому что глаза открыли на правду.
Весь мир ждал этого момента, когда огромная, голодная и вооружённая до зубов страна прозреет и перестанет представлять угрозу. Долой ракеты! Разоружение! Против кого воевать? Мир, дружба, жвачка, улыбки нараспашку! А вот и первая ласточка перемен - McDonald’s, пища богов.
Газеты и журналы пестрели одним словом - перестройка. Вышла книга Горбачёва, которую днём с огнём было не достать. Я чудом купила в Москве, когда приехала на очередную сессию в институте. Дома до дыр зачитали - перестройка!
А моя мама вспомнила Горбачёва студентом. Учился на курс младше в МГУ. Раиса Горбачёва, тогда - Раечка Титаренко, жила в соседней с мамой комнате и была первой красавицей университета. При этом - скромной, отзывчивой, ни одного кривого слова. Раечку любили. Горбачёв приходил к ней в гости, поэтому мама его и знала. Да и все вокруг знали.
Второй раз мама встретила будущего президента в Киеве, когда училась в аспирантуре. Это где-то 1962-63 годы. К тому времени был уже довольно большой "шишкой" в партийных кругах. Кем точно, я не помню, а спросить уже не у кого. Столкнулись в общежитии, поздоровались, поговорили, новое рассказали, старое припомнили.
А теперь перестройка шагала по стране, и все мы с надеждой ждали перемен.
Пока не начали рушиться производства. Люди оставалась без работы, а жизнь почему-то не улучшилась с новой рыночной экономикой. Рынки процветали, это да.
И помню, моя мама негодовала:
- Что же он творит? Какая демократия? Первым делом нужно было поднять экономику, а затем давать свободу. Вроде умный, да и неужели нет специалистов среди правительства? Я, философ, понимаю проблему - для надстройки всегда и во все времена требуется базис. Народ привык подчиняться и выполнять план, вот с этого и предстояло начинать.
- Объяснить про перестройку, поставить цель и закрутить гайки. Наладить важнейшие производства указом сверху, чтобы народ был сыт, обут, одет. Дали свободу огромной стране, ничем не обеспечив.
Горбачёв продолжал мелькать на экранах телевизоров, разъезжая по городам и странам. Вместо былого восторга вызывал раздражение. Говорил, говорил.
А страна нищала. Пока совсем не развалилась. Все мы остались у разбитого корыта, кроме самых ловких.
Каким образом выжили, сейчас вообще не представляю. С пустыми прилавками, без работы, а на моей шее сидели дочери-подростки и мама-пенсионерка. Собиралась шиковать на пенсии, светила максимальная (доцент кафедры) - 132 рубля. И даже успела получить одну или две, пока всё не рухнуло. Пенсия превратилась в фантики, которых и на лекарства не хватало.
Кто содержал? Я, кто ещё. Крутилась, вертелась, дочери на рынке помогали. С тех пор и появился бзик насчёт закруток на зиму, всё кажется, что не хватит. Но выжили, помним и внукам рассказываем.
Это сейчас мы знаем, что запад весело потирал руки, развалив страну и качая за бесценок ресурсы. А тогда толком и не понимали, что случилось. Запад приветливо улыбался и был землёй обетованной. Ничего, мы выживем и сейчас.
Правда, у нас - другая страна, но менталитет остался. Пусть теперь у них бушуют 90-е. Простые люди, конечно, не виноваты, но и мы не были виноваты ни в чём.