Найти тему

Отпевали себя по дороге к месту казни. 6 сентября память священномученика Михаила Воскресенского († 1918)

Священномученик Михаил родился в 1883 г. в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского в селе Теплый Стан Симбирской губернии.

По окончании Нижегородской семинарии Михаил Григорьевич вступил в брак, был рукоположен во священника и назначен в Успенскую церковь в селе Бортсурманы.

Наряду с пастырскими обязанностями отец Михаил преподавал в церковно-приходской и земской школах. Незадолго до большевистского переворота пастырь был назначен благочинным 1-го округа Курмышского уезда. Прихожане любили его за доброту, благочестие и безупречное исполнение пастырских обязанностей.

В 1918 г. район стал местом ожесточенных столкновений между местными жителями и красными. Причиной стали грабительские налоги, а также повальная мобилизация в Красную армию. Отказ являться на призывные пункты привел к жестоким расправам со стороны красноармейцев и чекистов.

В начале сентября 1918 г. жители г. Курмыш захватили склады с оружием и арестовали местных красноармейцев. Вскоре в район двинулись каратели. Особыми зверствами прославился отряд В. Гарина, боевики которого хватали всех подряд и к тому же отличались особой ненавистью к духовенству. Именно этот отряд и пришел в Бортсурманы.

Отца Михаила в это время в селе не было - он уехал причащать старика в соседнее село. Вернулся он поздно ночью, когда в селе уже шли аресты. Зная о своей участи, святой не стал скрываться и вскоре был взят под стражу с 29 жителями села. Был разграблен и дом священника.

Чтобы не вызвать среди жителей возмущение, палачи объявили, что все арестованные будут отправлены в Курмыш для суда. Однако страдальцы знали об уготованной им участи и готовились к смерти. Все арестованные исповедались у отца Михаила. По дороге в Курмыш они пели погребальные песнопения. На расстоянии 5 километров от села палачи начали расстреливать арестованных. Отец Михаил опустился на колени и с воздетыми руками молился Богу. Ни одна из шестнадцати попавших в него пуль не смогла оборвать его жизнь. Тогда один из палачей подошел к святому и заколол его штыком. Из тридцати человек выжил только один, который и рассказал жителям села о случившемся.

Все погибшие были погребены в пяти братских могилах в селе Бортсурманы.

По архим. Тихону (Затёкину), игумену Дамаскину (Орловскому), О. В. Дёгтевой.