Найти тему

М.В. Бубнова. МИФ ОБ «ОСОБЕННЫХ» КРАСКАХ

(один из разделов учебно-методического пособия М.В.Бубновой и П.Д.Чистова «Академическая живопись». Автор раздела: Бубнова М.В.)

Согласно данным нашей практики преподавания, ещё со школьных лет в представлениях многих начинающих дизайнеров и живописцев бытует миф о том, что те наборы красок, которые имеются в их распоряжении, всего лишь «ученические» и при помощи этих «ущербных» красок ничего действительно «стоящего» нарисовать нельзя: нельзя работать в технике реалистического письма. По их мнению, у настоящих художников краски совсем другие и цвета в этих наборах красок «настоящие» – те, что присущи реально существующим предметам. Нужно лишь взять эти «настоящие» краски, и выполняемые живописные работы сразу же станут совсем реалистичными.

Но вот, абитуриент, готовясь к поступлению в ВУЗ, приобретает профессиональную акварель или гуашь и с удивлением понимает, что оттенки этих «специальных» красок мало чем отличаются от его старой школьной акварели. Даже, если сравнивать оттенки масляных красок с теми, какими рисуют дети, становится видно, что они практически такие же. Например, зелёные оттенки столь же неестественно сочные и не похожи на оттенки реальной зелени, как и оттенки школьной акварели.

Разумеется, отличия между «детскими» красками и художественными имеются. Но относятся эти отличия не к качествам оттенков, а к технологическим особенностям профессиональной живописи.

Например, отличия акварели обусловлены, главным образом, временными рамками, в которых работают дети и взрослые: ребёнку хочется побыстрее начать рисовать, поэтому краски должны быстро «размокать». В то же время дети рисуют относительно недолго и их краски при этом не увлажняются слишком сильно. Художники же работают подолгу и на больших форматах, прокрывая красочными смесями довольно большие по площади участки листа. В результате того, что

-- 34 --

краска много раз набирается на кисть, пласт краски, лежащий в коробке, постоянно подвергается воздействию стекающей с кисти влаги. Если художник возьмёт «детскую» акварель, то рисовать ею долго у него не получится: пласт краски «детской» акварели промокнет до дна углубления коробки, в котором лежит, превращаясь в мягкую желеобразную массу. Писать такой краской станет неудобно. Акварель профессиональная в отличие от «детской» устойчива к такому воздействию влаги и не размокает больше необходимого. Можно найти и другие присущие профессиональной акварели отличия, но они, опять же, могут быть связаны не с качеством оттенков цвета. Здесь же можно упомянуть и о значении акварельной бумаги, которая тоже определяет качества живописи акварелью, но, если сравнивать качества оттенков красок большого набора «детской» акварели и акварели профессиональной, – значимой разницы заметно не будет. А значит, краткосрочную живописную работу методом письма «в одно касание» в технике «по мокрому» или «по сухому» можно достойно выполнить и при помощи тех акварельных красок, которые считаются «детскими».

Аналогично дела обстоят и с гуашевыми красками: качества оттенков профессиональной гуаши ничем не отличаются от гуаши «детской». Здесь же отметим, что при гуашевой живописи очень важен вопрос качества: качества материалов, из которых изготовлены краски, качество их производства. Например, если гуашевые краски через некоторое время после исполнения живописной работы начинают осыпаться: красочный слой становится рыхлым как песок и облетает, – велика вероятность того, что использованные краски были некачественными.

Отметим, что в настоящее время зачастую гуашь не воспринимают «всерьёз», называя её детской или же плакатной техникой. Но на самом деле это самостоятельная техника, достойная внимания и обладающая достаточным спектром возможностей для воплощения творческих замыслов, а детям эти краски дают, в том числе, потому что гуашь, как считается, не выделяет токсичных паров. Гуашь имеет свои особенности и может применяться для исполнения работ в реалистической манере.

Итак, если при сравнении профессиональных и «детских» красок, нельзя найти значимых отличий в качестве оттенков цвета, откуда берётся этот миф об «особенных» красках?

Восторгаясь картинами великих художников, писавших реалистично, начинающие живописцы любуются, в первую очередь, иллюзией объёмности, не уделяя достаточно внимания композиции полотен. Композиция произведения чаще воспринимается как что-то само собой разумеющееся, а не как результат кропотливой работы по созданию гармоничной системы взаимодействия «пятен цвета». То есть, в первую очередь восхищает результат художественного «видения» в узком понимании термина [*]: то, как художник подбирает цвета и

-- 35 --

оттенки. Результат «видения» в широком смысле слова – композиция – остаётся отчасти «за кадром» восприятия: созданная иллюзия пространства перетягивает внимание на себя, а система расположения элементов композиции в плоскости формата понимается как «удачный кадр». Именно поэтому самым главным в работе живописца начинает казаться подбор красок для создания иллюзии пространства и объёмности. Желание писать «так, как в жизни», помноженное на впечатление от удачной иллюзии пространства, созданной в картине мастера, порождает стремление подобрать «правильные» оттенки, которые «есть в жизни». Отсутствие результата в попытках найти эти «правильные» оттенки при работе теми красками, которые есть в наличии, и порождает миф об «особенных» красках. Важны же не краски, а умение «видеть», наблюдать, чему нужно учиться путём вдумчивых упражнений.

-- 36 --

*Бубнова ссылается на пункт 3.2.1. за авторством Чистова П.Д. учебно-методического пособия М.В.Бубновой и П.Д.Чистова «Академическая живопись».

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК

Бубнова М.В., Чистов П.Д. Академическая живопись: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Дизайн" / М.В.Бубнова, П.Д.Чистов. М: ИИУ МГОУ, 2018. 68 с.

Прочли до конца? Пожалуйста, не забудьте поставить оценку и подписаться, чтобы не пропускать новые публикации на канале!