23.07.2022. Вылетаем на поиск «борта Пономаренко» - майора Федора Пономаренко.
Мы сегодня «налегке» – в 10.00 вылетаем на Ми-8. Искать самолёт придётся рядом с руслом реки Быстрой. Погода солнечная и район поиска относительно несложный – тундра. Однако точных координат, как обычно, нет и привязка так себе – «русло реки Быстрой… в 18 км от борта Герасимова». Я в таких случаях обычно говорю: два плевка по карте. И сесть рядом с рекой вряд ли получится: по опыту всё, что рядом с речками, имеющими название – болотина. Впрочем, болотом может оказаться что угодно.
Для начала привязались к «борту Герасимова», сделав круг над местом падения, затем взяли курс на верховья реки Быстрой и уже оттуда пошли по её руслу вниз по течению. Через несколько минут полета видим множество обломков – есть точка. Командир делает пару кругов, чтобы оценить разброс. Всё лежит довольно компактно, в основном на левом берегу.
На правом, на небольшом возвышении, видны ещё фрагменты. Левый берег болотистый – понятно, что рядом не сядем. Но главное – нашли.
Сели в километре. Кочки "дышат", но нашу «восьмёрку», вроде, не поглощают.
Командир наш ходит вокруг вертушки, как Винни-Пух, охая и приседая вокруг шасси, вдавившихся в густую траву. Потом вздыхает и дает нам целых четыре часа на обследование. Взяв рюкзаки с сухпаем и пирамидку, двигаемся в сторону речки. Прыгаем с кочки на кочку – дальше по камням вдоль русла будет полегче. По реке быстро выходим на место падения – первые обломки лежат прямо на каменистом берегу, остальные в стороне.
Из архивных документов: «25 ноября 1943 г. произошла катастрофа самолёта С-47, бортовой номер № 223986. Экипаж погиб, похоронен в Якутске. Погибли Майор Пономаренко Фёдор Лукич – командир авиаэскадрильи 8-го ТАП. Воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович – бортмеханик 8-го ТАП. Старшина Попов Иван Васильевич – бортрадист 8-го ТАП. Пассажир Хавронин М.И.»
По официальной версии, «причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине».
Есть, правда, неофициальная версия, выдвинутая Виктором Глазковым. Она из области теорий заговора. О ней чуть позже.
Детального осмотра этого самолёта не было, кроме обследования места катастрофы старшим геологом Восточно-Чукотской комплексной геологоразведочной экспедиции Г. Н. Капленкова: «13 июля 1974 года. Ясно, ветрено. Увязочный маршрут. В районе реки Быстрой найдены обломки американского двухмоторного самолёта. Груз упал на правом берегу. Кабина едва видна из руслового галечника, обломки корпуса и крыльев лежат на левом берегу. Развал обломков идет с юга на север. Бортовой номер самолёта 223986, на крыльях и фюзеляже пятиконечные звезды. Дата изготовления моторов – 1942 год. В груз входили лопасти винтов, обогреватели, канистры. Тщательное обследование окрестностей позволило обнаружить остатки вещей пилотов. Документы не найдены. Версия гибели: здесь, в 150 километрах от Уэлькаля, при подходе к золотому хребту самолёт либо попал в туман, либо из-за аварии совершил вынужденную посадку. Судьба экипажа неизвестна».
Рассыпаемся группами и начинаем осмотр места падения. Обломки самолёта лежат довольно компактно, полосой 150 на 400 метров. Но падал он, очевидно, не вертикально. С первых же шагов понятно – «американец», большинство фрагментов маркированы. Большие фрагменты, крыло, хвостовое оперение, тоже маркированы, только не заводом изготовителем, а 6-й оленеводческой бригадой. Ближе к берегу видны следы их вездехода, которые остаются в тундре десятилетиями.
Дальше всего улетел редуктор с лопастями, второй лежит неподалёку метрах в 30: «патент, номер партии, сдано, проинспектировано…». Звездообразные Pratt & Whitney почти полностью увязли в болоте, но мы уже и без этого пристрелялись к характерным элементам С-47.
На хвостовом стабилизаторе хорошо читается бортовой номер 22398, нет сомнений – мы нашли С-47 Федора Пономаренко.
Левое крыло с остатками звезды на голубом фоне лежит очень близко к берегу, как и шасси, а вот правого нет, как и остатков кабины. Возможно, они попали непосредственно в русло реки и их со временем унесло. Геологи в своём отчёте указали, что видели часть кабины в речной гальке, но спустя 48 лет от неё и следа не осталось. Жаль – ответ на загадку гибели этого С-47 мог быть именно там.
После обследования левого, перебираемся на правый берег – где-то же должен быть груз! Правый берег вроде высокий и должен быть суше, но не тут-то было – за каждой железкой охотимся, прыгая с кочки на кочку. Если геологи могли вероятно увидеть весь перевозимый груз, то нам досталось лишь то, что ещё хоть каким-то краем торчит из топкого грунта. Лопастей, указанных геологами как перевозимый груз нигде не видно. Может и лежат где-то, но чтобы пройти со щупом нужно время. Которого нет. А вот пять воздухогреек всё же нашли. Хотя устройства деформированы, но принцип действия вполне читается: на раме стоит небольшой мотор, стартер с деревянным маховиком, нагнетатель, блок-нагреватель с трубой и канистра для топлива. Сверху агрегат имел выход на патрубок и матерчатый удлинитель-трубу – через него подавался тёплый воздух на двигатель разогреваемого самолёта.
Вот без таких нехитрых устройств трасса существовать в условиях зимней Чукотки даже теоретически не могла – стратегический груз, однако! Отними у техников воздухогрейки при минус 40, и что станет с трассой? Верно – замрёт.
Из записок Виктора Глазкова: «В осенне-зимний период перегонка самолётов усложнялась климатическими и метеорологическими условиями. Морозы до минус 40-60 градусов были не редкость, да ещё с ветерком. Шланги гидравлики подъёма и выпуска шасси и тормозной системы смерзались и зачастую лопались. Для подогрева двигателей не хватало американских печей, пользовались самодельными. У инженерно-технического состава на руках и лицах не оставалось живого места – всё обморожено».
Тут самое время вспомнить теорию заговора Виктора Глазкова: « …экипаж Пономаренко Ф. Л. после вылета самолёта из Уэлькаля с набором высоты по курсу на Марково через одиннадцать минут взорвался в воздухе. Обломки самолёта были разбросаны в радиусе одного километра. На место катастрофы выезжал командир 8-го ТАП подполковник Пущинский В. А. на тракторе с санями. Привез три трупа наших товарищей, завернутых в парашюты. Экипаж Бенкунского Г. С., в котором я летал бортрадистом, с Пущинским на борту доставили трупы в Якутск, где и похоронили. Причины взрыва самолёта на месте происшествия не обнаружили. Выдвинули версию, что в Штатах, куда перед этим Пономаренко доставил нашу торговую делегацию, ему подложили мину с часовым механизмом. Взрыв произошел на седьмой день после возвращения из Вашингтона».
Однако нам не удалось обнаружить ни следов взрыва, ни следов горения, ни оплавленного металла. Так что подбрасывать пару полешек в теорию заговора мы не станем.
Майор Пономаренко был опытным пилотом: «Экипаж С-47 Пономаренко за март сделал 30 рейсов, налетал 35920 км, перевез 240 человек и 28 тонн груза».
Собственно, один из важнейших элементов существования трассы Алсиб – это были рабочие лошадки Douglas С-47, которые возили дипломатическую почту, правительственные делегации, запчасти к авиатехнике, стратегические грузы. Они были "лидеровщиками", как заботливая мама, ведя за собой и прокладывая маршрут для групп истребителей, перевозили летчиков за новыми партиями самолётов на Аляску. Посмотрите на мундир своего деда: возможно, на нём вы увидите одну из 249 миллионов пластиковых армейских пуговиц, доставленных самолётами Алсиба с Аляски. Фёдор Пономаренко, Евгений Герасимов, Евгений Спиридонов и другие лётчики транспортной авиации Алсиба – вы были Атлантами, на которой держалась вся эта «конструкция».
Из записок Виктора Глазкова: «В летний период 1943 года американцы увеличили поставки самолётов в СССР. Резко возросла и нагрузка на лётный состав. В отдельные дни лётчики-истребители и бомбардировщики перегоняли по два самолёта, налётывая по 10-11 часов. Ещё большая нагрузка ложилась на транспортные экипажи, которым приходилось вылетать раньше группы с целью разведки погоды и переброски груза для фронта, а на обратном пути доставлять перегонщиков на их базы. Учитывая относительно небольшую скорость самолёта С-47, налёт экипажей без отдыха составлял до 23-24 часов. Днём самолёт вели второй пилот и бортмеханик, ночью – командир корабля и бортрадист.
Пономаренко Фёдор Лукич. Родился в 1907 г. в м. Шпола Киевской обл. В РККА с 09.1929 г. Окончил Краснодарскую школу пилотов сельхозавиации в 1932 г. С 04.1939 г. – пилот 17 АТО Азово-Черноморского УГВФ.
На фронте: с 06.1941 г. – командир корабля, заместитель командира эскадрильи ПС-84 по летной части 6 АЭ МАГОН. Совершил 483 боевых вылета в тыл противника.
На трассе: с 08.1942 г. – командир ТАО КВТ, командир ТАО 2 ПАП, с 10.03.1943 г. – командир отряда, командир эскадрильи 8 ТАП.
Майор (2.09.1943 г.). Награждён орденами Красного Знамени (21.07.1942 г.), Красной Звезды (6.12.1941. г).
Из наградного листа от 20.07.1942 г.:
«Командиром корабля ПС-84 совершил 350 боевых вылетов, в том числе 52 ночью в тыл врага и 9 с посадкой. С 21 июня по 1 июля 1942 г. сделал ночью 14 боевых вылетов с посадкой на аэродром Херсонский маяк. Привез в осаждённый Севастополь 14 тонн боеприпасов, вывез 110 раненых, летая над морем на сухопутном самолёте и совершая посадку на аэродром под постоянным артобстрелом противника».
Похоронен в Якутске.
Дерибин Леонид Александрович. Родился 25.05.1907 г. в д. Куришевская Вожегодского р-на Вологодской обл. В РККА с 1.11.1929 г.. Окончил Ленинградскую ВТШЛ в 1931 г.. С 09.1932 г. в ГВФ: авиатехник, начальник аэропорта, инженер НИИ ГВФ, заместитель командира Енисейской авиагруппы по политчасти, комиссар Красноярского аэроклуба ОАХ. С 08.1940 г. – авиатехник Узбекского УГВФ.
На фронте: с 08.1942 г. – бортмеханик МАГОН.
На трассе: с 28.08.1942 г. – воентехник 2 ранга, борттехник 4 ПАП, с 10.03.1943 г. – борттехник 8 ТАП.
Похоронен в Якутске.
Попов Иван Васильевич. Родился в 1911 г. в г. Ленинград. В РККА с 1934 по 1938 г. г. и с 1941 г. Окончил ВТШ в 1934 г. В ГВФ с 1938 по 1941 г. г.
На фронте: с 09.1941 г. - бортрадист МАГОН.
На трассе: с 28.08.1942 г. – бортрадист С-47 ТАО КВТ, с 02.1943 г. – старший воздушный стрелок-радист ТАО 2 ПАП, с 10.03.1943 г. – флагманский воздушный стрелок-радист 8 ТАП.
Старшина. Награждён орденом Красной Звезды (13.03.1944 г.).
Из наградного листа от 8.09.1943 г.:
«На фронте в МАГОН совершил 30 боевых вылетов в тыл врага в район Вязьмы, Ленинград, Севастополь. На трассе с августа 1942 г. Налетал 300 часов. Передаёт и принимает 160-170 знаков в минуту, тренирует молодых радистов на земле и в полете».
Похоронен в Якутске.
Хавронин Михаил Иванович. На трассе: в 1943 г. – техник по ГСМ аэропорта Уэлькаль. Похоронен в п. Уэлькаль.
Читайте предыдущие публикации:
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин
#моя планета #алсиб #самолеты #чукотка #рго #холодная война