В жизни каждого психически здорового человека возникает необходимость выбора. Иногда это сложно даже в мелочах, что уж говорить о каких-то значительных решениях.
Порой в таких ситуациях чувствуешь себя словно в тупике. Но выход есть. О том, как выйти из трудного положения, рассказали австралийские писатели в своей книге "Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого".
Почему возникают сложности в процессе выбора чего-либо?
Действительно, почему? Ведь так прекрасно, когда останется лишь один вариант и потом уже будешь знать, что делать. Но все не так просто: на самом деле мы вряд ли полностью знаем, что будем делать. Даже если знаем, все равно есть определенные нюансы. Но обо все по порядку.
1. Человек боится ответственности.
Эмоционально зрелый человек действует такому принципу: сам заварил кашу – сам и расхлебывай. Поэтому возникают опасения, что что-то может пойти не так и с негативными последствиями нужно будет справляться именно ему.
2. Человек боится потери.
Чаще всего при определенном выборе мы одно приобретаем, а другое теряем. Поскольку нашему мозгу легче сконцентрироваться именно на негативе, позитивное мы часто обесцениваем или вовсе не замечаем.
Почему есть смысл решать все самому?
1. Быть инфантильным менее выгодно, чем брать на себя ответственность.
Конечно, если претерпишь негативные последствия чужого решения, не будешь чувствовать себя виноватым. Но если вы не обязаны выбирать, то вы и не свободны выбирать. Ведь инфантильный человек зависит от других.
2. Еще раз: что-то мы приобретаем.
Как минимум это опыт. Даже если вы совершите ошибку и будете от этого страдать, вы научитесь чему-то значительному. И да: если вы впадете в нересурсное состояние, вы будете в силах его преодолеть, если захотите.
Как правильно начать?
Многие люди задумываются о том, что ждет их на пути к цели, а самой цели еще не поставили. Получается, они пытаются драть шкуру неубитого медведя.
Здесь возникает вопрос о том, как правильно поставить цель. Иногда люди сомневаются, потому что не знают, хотят ли они чего-либо или нет. Тогда надо спросить себя: «Зачем мне это?»
Реальная история
В качестве примера приведем историю одной семиклассницы-отличницы, которая хотела стать звездой школы. Правда, она не задумывалась, зачем ей это: она просто шла к своей цели. Скажем от себя: в семье она была изгоем, поэтому хотела, чтобы хоть какие-то взрослые ее уважали.
Своей цели она, к счастью, достигла и продолжала быть звездой. Но вот что было: вплоть до конца обучения в школе она часто готовила доклады, делала научные проекты, жертвовала встречами с друзьями, продолжала учиться на пятерки и однажды даже изнурила себя таким образом, что попала в неврологическое отделение.
Во взрослом возрасте девушка стала печалиться по этому поводу: беззаботных времен и многочисленных веселых посиделок с друзьями уже не вернешь. О здоровье и говорить нечего.
Но однажды она задумалась: если бы ее постоянно ругали и родители, и учителя, она бы чувствовала себя настолько беззащитной, что покончила бы с собой. Или попала б не в неврологическое отделение, а в психиатрическую больницу. Перспектива отнюдь не радужная, правда?
Что касается размышлений о процессе достижения цели, девушка могла бы раздумывать о трудностях и вряд ли бы начала действовать. Получается, достигла она своей цели потому, что сначала задумалась именно на ней.
И напоследок цитата из книги Аллана и Барбары Пиз: