Ситуация с энергоносителями достигла такого уровня кризиса, что президенту Франции Эммануэлю Макрону пришлось созывать Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), чтобы получить исчерпывающие данные о положении дел и выслушать оценки тех, кто в должностном порядке обеспечивает функционирование республики.
В составе СНБО — не только высшие чины военных ведомств, но также те, кто курирует разведку и контрразведку, а еще начальник ведомства, отвечающего за защиту от терроризма. В эту организацию входит и руководитель МВД. Не трудно догадаться, что там не слишком много гражданских, зато значительное число военных.
Заседание Совета обороны в момент, когда Франция не ведет боевых действий и не подверглась нападению террористов, означает следующее: происходящее требует принятия мер, которые «способствуют всему хорошему и предотвращают все плохое».
Дела обстоят гораздо хуже: ситуация на начало сентября этого года в богатой и экономически прочной Франции такова, что республика должна провести мобилизацию имеющихся у нее средств и ресурсов. Не из-за того, что кому-то охота играть в главковерха, а в связи с тем, что реальность постучалась в двери.
Реальность эта во Франции сейчас следующая.
ПХГ заполнены на 90% объема и это вроде бы должно внушать оптимизм, но при отсутствии постоянного и стабильного снабжения газом из России таких запасов топлива хватит всего на три месяца.
Дальше, конечно же, можно начать опустошать военные стратегические резервы, но это будет значить, что если где-то произойдет необходимость армейского вмешательства, то доехать или долететь до места дислокации у тех же военных не получится.
Газ — это проблема номер раз.
Проблема номер два — нефть.
С черным золотом в стране тоже не все гладко. В конце лета стал ощущаться недостаток дизтоплива для фур. Да, не везде, но на многих АЗС, что находятся на автомагистралях.
Электричество, его цена и возможность производства — проблема номер три.
Пренебрежительное отношение к ядерной энергетике со стороны французов, которым успели внушить фобию в отношении мирного атома за все то время, что активисты Гринписа, которых поощряло «зеленое» лобби, бегали от одной заправки к другой с криками: «Радиация убивает!».
Не меньшее равнодушие и со стороны правительства, которое последние 15 лет недофинансировало отрасль. Оба этих фактора привели к тому, что Франция из страны с профицитной электроэнергетикой превратилась в республику, которая вынуждена импортировать электричество.
Остановленные на ремонт реакторы еще месяц назад составляли чуть больше 50% от имеющегося количества, а в начале сентября прекратили работу еще пять. Теперь свет и тепло во Франции обеспечивают лишь 24 реактора. И хотя премьер-министр потребовала «как можно быстрее закончить профилактические работы», эта заявления не нашла понимания у специалистов-атомщиков.
Заседание СНБО продолжалось более 3-х часов. На нем говорили о высокой вероятности катастрофы со снабжением энергоносителями этой осенью и зимой.
Просочившаяся в СМИ утечка проекта повестки встречи выглядела следующим образом:
- что делать, если поставок российского газа не будет;
- что делать, если заказанный и уже оплаченный СПГ не прибудет вовремя в порт назначения;
- что делать, если зима будет холодной и долгой, а запасы истощаться быстрее, чем рассчитывали;
- если реакторы не заработают, то что или кого надо будет отключать от энергоснабжения в первую очередь, кого — во вторую, а кого — в третью.
Французам и в принципе всем европейцам пора бы начать писать книгу «Спроси у нас, как угробить экономику страны за полгода», заявила обозреватель РИА Новости Елена Караева.
По ее словам, еще полгода назад почти все те люди, в том числе и сам Макрон, очень бодро говорили, что введенные против Москвы санкции, во-первых, полностью разрушат ее экономику, рубль станет бессмысленной валютой, национальная финансовая система РФ рухнет, а, во-вторых, они твердили, что россияне, недовольные ситуацией, выразят это «яркой и бесстрашной» уличной активностью.
Заседание французского СНБО точно не станет последним. Однако по этой жаркой теме оно точно финальное.
Просто повестка изменится после того, как выяснится, что выбор между плохим и еще более ужасным приводит к социальным последствиям и даже хаосу, а тогда нужно будет выяснять, кто виноват.
Есть такая европейская забава — по весне или летом строить России козни. И каждый раз получать за это по заслугам. В нашем стиле. Щедро и размашисто. С огоньком. В том числе электрическим, газовым и нефтяным. Сегодняшний случай не будет исключением.
Между тем в Великобритании промышленные предприятия страдают из-за антироссийских санкций. Впереди их ждет зима в условиях недостатка энергии, повышенных цен и отключения.