Найти тему

Call to popularization

В НИТУ «МИСиС» по инициативе Института развития интернета @irirussia и АНО «Национальные приоритеты» прошел воркшоп «Состояние современной науки и научных достижений» для создателей аудиовизуального контента.

Диалог 2 цивилизаций

Мероприятие стало знаковым в том плане, что впервые «за один стол переговоров» сели представители 2 неперекликающихся направлений, которым сегодня в рамках реализации госполитики надо искать точки соприкосновения. Если копнуть глубже, чтобы понять мотивацию проявленной инициативы, то верхнеуровнево можно увидеть интересные пересечения.

ИРИ возник как площадка взаимодействия государства, цифровой индустрии и общества для межотраслевого диалога. Немалую роль здесь играет и сама личность Алексея Гореславского как идеолога развития интернет-индустрии в России, который долгое время является одним из лидеров выстраивания диалога, как в прямом, так и в переносном смысле — уже длительное время он активно работает над развитием Рунета на различных позициях, включая кураторство интернет-отрасли в должности заместителя главы управления общественных проектов Администрации Президента до 2020 года. Следующим этапом стала АНО «Диалог», организация, заявленная как межведомственный центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций и оператор цифрового диалога между властью и обществом.

Если АНО «Диалог» и ИРИ — это зона влияния Администрации Президента, то АНО «Национальные приоритеты» напрямую завязаны с учредителем организации — Правительством РФ, как впрочем и ее руководитель София Малявина, которая эффективно проявила себя в различных правительственных должностях.

При этом «вторую цивилизацию» представили идеологи стартовавшего в России Десятилетия науки и технологий в лице сообщества молодых ученых с их гласными и негласными лидерами, включая Дениса Секиринского, заместителя начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике, и Никиту Марченкова, председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт».

Также в мероприятии приняли участие представители более 100 продакшнов, креативных агентств и блогеры.

Такой тандем вполне закономерно выстроился из спроса на контент в рамках реализации задачи по повышению доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан РФ в соответствии с Планом Десятилетия науки и технологий и предложения в виде обилия инструментов и участников медиапространства.

Акценты расставлены

Магистрально запросы научного сообщества сформулировал Денис Секиринский:
1. 
«Нам нельзя терять людей» [цит. Д.Секиринского] — на фоне не очень благоприятной демографической обстановки в стране сокращается доля исследователей в возрасте до 29 лет. Выбор будущей профессии сегодня ведется в условиях демографической ямы. Цель — сделать так, чтобы выбор приходился на науку.
2. Сильны в идеях и в их реализации — отразить ту сторону, которая позволила бы соединять ученых и тех, кто умеет успешно коммерциализировать результаты научного труда. И отразить это так, чтобы каждый смог «примерить» на себя эти результаты.
3. Фокусировка при выборе профессии — работа с аудиторией мам и бабушек, которые в большинстве своем оказывают решающее влияние на выбор будущей профессии ребенка, руководствуясь при выборе образом жизни, который сулит сделанный выбор.

Точечно — представители медиасферы смогли пообщаться с учеными, которые не просто рассказали о себе, но и дали свою экспертную оценку, какому контенту «да», а какому — «нет». Один из гипотетически интересных форматов как задел «на подумать» выделил Никита Марченков: «Можно ли построить юмор о науке в правильном смысле?»

В рамках мероприятия научное сообщество показало представителям медиасферы «другую» науку — зрители смогли увидеть и оценить Science Slam как нестандартный подход к популяризации. Идея этого формата вполне органично и ожидаемо была презентована именно в НИТУ «МИСиС».

Научные поединки пришли в Россию в 2012 году и практически сразу же были подхвачены университетом и одним из идеологов их развития в России сегодня — Андреем Ворониным, директором Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСИС» и Точки кипения – Коммуна, членом Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ, а по совместительству и модератором прошедшего воркшопа.

Главный акцент ИРИ от Алексея Гореславского: «Сделать науку модным явлением». Что удачно коррелирует с вполне «модным» и привлекательным форматом Science Slam.

АНО «Национальные приоритеты» уже в 2021 году в рамках Года науки и технологий ухватило приоритеты в области профильного контента, выступив оператором тематического года. «Мы перевернули отношение к научному контенту в рамках Года науки и технологий и начали формировать новый образ ученого. Наша задача — формировать новый образ ученого», — отмечает София Малявина. Причем здесь стоит добавить, что веса команде АНО «Национальные приоритеты» в части понимания и задач, и того, как и с кем выстраивать диалог в области популяризации науки добавляет присутствие Глеба Федорова, генерального продюсера АНО «Национальные приоритеты», который успел поработать с научной изнанкой в Министерстве науки и высшего образования и тонко чувствует актуальные запросы.

Хозяйка места встречи, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова также выделила актуальные, по ее мнению, задачи: «Для нас крайне важно объединять усилия, чтобы создавать возможности для настоящих и будущих студентов. Десятилетие — важный для нас проект, чтобы погрузить студентов в тему научного поиска».

Стереотипы и менталитет

«Сегодня российская наука на 45% состоит из лиц в возрасте до 39 лет, сегодня российская наука одна из самых молодых в мире. Однако стереотип об ученых сохраняется», — констатировал прискорбный факт Денис Секиринский.

Вероятно задача стоит куда масштабнее и шире, нежели создание контента с одной стороны, и популяризация науки с другой. Речь идет о создании контекста и фона, способного переменить ментальные установки населения. Как раз тут «не в бровь, а в глаз» вопрос, озвученный исполнительным директором ИРИ Еленой Лапиной от лица коллективного центра принятия решений — мам и бабушек потенциальных абитуриентов — как делать привлекательной науку для них. Стоит сказать, что этот вопрос чуть ли не ключевой в области вовлечения, поскольку именно мамы и бабушки воочию были свидетелями «нищей» и неблагодарной науки 1990-х. В сформировавшемся постсоветском менталитете негативное восприятие науки подпитывалось соответствующим образом ученых в художественных произведениях как отражение действительности и яркой черты целой эпохи, «выброшенных» за пределы интересов государства людей.

В этом смысле отчасти это еще и проблема психологического характера — понимание особенностей восприятия и поведения на разных возрастных этапах как ключ к решению в работе со стереотипами и выборе на базе этого наиболее подходящего контента.

Отдельно стоит обратить особое внимание креативным индустриям и искать ответы у людей творческих, многие идеи которых на первый взгляд могут показаться абсурдом, хотя в действительности могут стать зоной роста и выхода на новый уровень.

Вывод

Как справедливо отметил руководитель научной группы центра НТИ по квантовым коммуникациям НИТУ «МИСиС», победитель первого рейтинга Forbes Russia в рейтинге «30 до 30» в номинации «Наука» Алексей Федоров, разному контенту должно быть место в палитре медиапроектов. В то же время было заявлено, что к концу сентября План Десятилетия должен быть наполнен конкретными проектами, что обусловливает потребность в интенсификации аналогичных встреч для наполнения конкретикой имеющихся задач. По информации НОП, участники отметили пользу мероприятия, поэтому практика подобного рода встреч будет продолжена с целью побудить медиасообщество к популяризации науки

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/27137

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10