Найти тему

Битвы за историю: День исторических знаний

Первого сентября начинается новый учебный год. Внешнеполитический контекст определяет особое значение воспитательной и патриотической работе – причем как в школах и колледжах, так и в вузах.

История становится ключевым предметом, в рамках которого будет проводиться воспитание, а также общественно-политическая социализация школьников и студентов.

Именно к новому 2022/23 учебному году заработала новая система выработки и реализации единой исторической политики. Она включает в себя несколько коллегиальных органов, среди которых стоит выделить два: Межведомственную комиссию по историческому просвещению, а также Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки.

Особенно примечательны те трансформации, что претерпевает история как школьный предмет и вузовская дисциплина. На школьном уровне существует Историко-культурный стандарт, которому должны соответствовать все учебники. Однако, уже проходит парадигмальная трансформация – отход от европоцентричности в преподавании всеобщей истории. Подготовлена Концепция, которая от лица Российского исторического общества отправлена в Минпросвещения.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян в недавнем интервью отметил:

«Следует усилить внимание особенно к тем периодам и событиям, которые пытаются пересмотреть и просто исказить многие общественные деятели, журналисты или представители науки в странах Запада. Например, в последнее время мы сталкиваемся с попытками отменить или обесценить наше культурное наследие. В этой связи следует изменить преподавание в школах истории, в частности, тех тем, которые касаются роли русской культуры. Я специально посмотрел все учебники, которые сейчас действуют. Как правило, проблемы развития культуры в России – это просто перечень имен. Я думаю, школьникам нужно обстоятельно и исчерпывающе рассказать, какое огромное значение сыграли отечественные культура, искусство и наука в мировом развитии».

Отдельный и весьма сложный сюжет – как сформировать у школьников (особенно старшеклассников) разумное видение проходящих сейчас в мире событий. С одной стороны, явно будет необходимо внести соответствующий раздел в сами учебники. Об этом упомянул Андрей Турчак:

«Мы выпустим правильный учебник истории, в котором будут новые главы, посвящённые специальной военной операции и подвигам наших ребят».

Вокруг учебников продолжаются споры. Безусловно все они должны соответствовать Историко-культурному стандарту, содержать достаточные сведения для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Логика политизации и патриотизации преподавания истории подталкивает к тому, чтобы и линейка была единой – четко выверенной и одобренной всеми участниками «битв за историю». С другой стороны, добиться единых формулировок не удастся, неизбежны споры и конфликты. Требуется вариативность, хотя и не слишком значительная. И здесь существует нюанс: сколько именно?

Александр Чубарьян отмечает, что при введении Историко-культурного стандарта планировалось, что линеек будет минимум три. Эта цифра на тот момент в целом и должна была предотвратить «противостояние издательств». В настоящее же время на рынке школьных учебников наблюдается монополизация, хотя и крупнейшие игроки не заинтересованы в единой линейке, потому как следом за ее формирование вполне может наступить государственное регулирование цен.

Помимо учебников и намного более оперативно помогать школьникам ориентироваться в мировых процессах должна позволить серия «Разговоров о важном» — дискуссионные занятия, введенные по предложению президента.

Серьезная трансформация ожидает историческое образование и на университетском уровне – сформировано предложение увеличить объем (особенно – аудиторной) нагрузки на обязательный к изучению на всех неисторических направлениях модуль «История России». Как раз он должен в максимальной степени стыковаться с Историко-культурным стандартом школьного уровня, чтобы обеспечивать должную преемственность.

Подробнее: https://rg.ru/2022/08/22/bolshe-chem-urok.html

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/27135