Найти в Дзене

Где «гуляют» кони Клодта?

Оглавление

В 1805 году в небогатой, но родовитой семье появился на свет Пётр Карлович Клодт (барон Пётр фон Юргенсбург). Его род происходил из балтийских немецких аристократов, был известен в Германии с XII века и состоял он из потомственных военных, которым мог стать и Клодт. Что его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны , генерал-майором шведской армии. Отец Клодта был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Его портрет занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. По началу Пётр тоже пошёл учиться на военного: сначала в Войсковом казачьем училище в Омске (где когда то учился его отец), а потом, после смерти родителей, в училище артиллерии в Петербурге. Спустя какое-то время Петр Клодт начал серьезно увлекаться лепкой и рисованием.

Пётр Карлович Клодт
Пётр Карлович Клодт

Любимыми животными будущего великого скульптора были лошади. Пётр считал, что они по-особенному грациозны и изящны.

Клодт заканчивает училище артиллерии, служит в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого получает чин подпоручика и направление в учебную артиллерийскую бригаду. Тогда пришлось выбирать: либо военная карьера, либо любимое занятие – скульптура.

«серьёзные классные занятия не могли, однако же, совершенно отдалить прилежного юнкера от специального предмета его настоящего призвания…При малейшей возможности барон П. Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах» (В. Толбин)

Творческое направление победило и Клодт решает подать в отставку, он уходит с военной службы 1828 году.

Учился скульптуре Пётр самостоятельно. Он копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. Жил Петр Клодт совсем не богато, в маленькой комнатке. Все его достижения были наработаны исключительно опытным путём.

Существует такая легенда, что каким-то образом статуэтка с офицером на коне, выполненная Клодтом попала в руки к Николаю I. Он был поражён мастерством скульптора, создавшего её. Узнав, что это Пётр Карлович Клодт, император очень рекомендовал его в Академию художеств. Как бы то ни было, с 1830 года он является вольнослушателем Императорской Академии художеств. Там его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский.

Жил и работал Пётр в маленьком подвале.

Н.И. Греч вспоминал: «введет к себе в тесную квартиру лошадь, поставит, а самому уже негде поместиться; сядет, съежившись, у ее задних ног и рисует или режет из липового дерева, не боясь, что она его лягнет».

Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.

Нарвские ворота

Нарвские ворота в Санкт-Петербурге
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге

Сильным скачком в карьере для Петра Клодта стал императорский заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот в Петербурге.

Вообще у Нарвских триумфальных ворот своя интересная история. Первые триумфальные ворота были созданы из дерева и алебастра в 1814 году по проекту Д. Кваренги. Они были по-настоящему роскошны и стояли на Нарвской заставе: встречали российские войска из Европы. Однако, недолговечные материалы быстро пришли в негодность, и спустя 13 лет был заложен первый камень новых ворот. Тогда Николай I решил, что арку нужно передвинуть чуть южнее – на нынешнюю Площадь Стачек. Строительством руководил Василий Стасов. Каркас ворот составила кирпичная кладка, обшитая медными листами.

скульптурная группа
скульптурная группа

В 1832-1833 годах над скульптурной группой для арки работали насколько мастеров, каждый из которых делал определённые фигуры: Степан Пименов – фигуру богини Славы, он же и Василий Демут-Малиновский – скульптуры витязей Древней Руси, Иван Леппе - крылатые женские фигуры и барельефы с гениями славы. Пётр Клодт занялся фигурами всех шести коней.

Николай I был в восторге от скульптурной композиции Петра Клодта. Известно, что император питал страсть к кавалерии, а, соответственно, и к коням. Эти животные, изящно выполненные Клодтом, поразили его. Так, скульптор получил расположение Николая I и большую известность.

Аничков мост

Аничков мост
Аничков мост

Ещё одной крупной и, пожалуй, самой известной работой Петра Клодта были кони для Аничкова моста. Ими он занялся еще во время работы над Нарвскими воротами. На создание скульптур он потратил около 20 лет!

На самом деле, история этих коней началась совсем не с Аничкова моста.

В 1832 году Университетскую набережную, которая напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами (героями из древнегреческой мифологии). Выполнить заказ, конечно же, поручили Петру Клодту, который сразу приступил к работе. Однако, планы поменялись: из Египта привезли двух Сфинксов XIII века, которыми и украсили набережную. Получилось, что кони Клодта были уже не нужны.

В это же время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. Ему в голову пришла интересная идея: украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Николаю I эта идея не понравилась, и на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Клодт решил сам найти место для своих скульптур. Его выбор пал Аничкин мост. Туда их установили в 1841 году на западную сторону моста, а на восточную поставили временные копии из гипса, покрашенные под бронзу.

За год Петр Клодт смог изготовить ещё 2 нестоящие скульптуры, но на своё место они не встали. Дело в том, что Николай I решил отправить их в качестве подарка прусскому королю в Берлин. Помимо этого, Клодт поехал вместе с подарком императора в столицу Пруссии, где его коней установили на самом почетном месте — у королевского дворца. Прусский король был поражён, ведь он сам был знатоком искусств и даже рисовал. Фридрих Вильгельм наградил скульптора орденом Красного орла третьей степени и бриллиантовой табакеркой.

Аничков мост в 1840-х годах
Аничков мост в 1840-х годах

Тогда Клодт ещё за один год отлил две новые копии бронзовых коней и их установили. Но, но и их через три года убрали и отправили в Неаполь, опять же, в качестве царского подарка. Конные группы Клодта были установлены напротив Королевского дворца. Дворец обнесен высоким кованым забором, а у садовых ворот симметрично расположились скульптурные группы "Укротители коней"

Тогда Пётр решил больше не делать копий. Он создаёт две новые скульптуры, которые объединены единым замыслом с предыдущими. В 1851 году новые шедевры установили, и мост предстал во всей своей красе. Но, со смыслом этих скульптур тоже не просто. По замыслу Клодта, рассматривать их всех с одной точки не возможно и нужно последовательно обходить все скульптуры.

Первый «маршрут»: сдерживание коня.

1. Юноша сдерживает коня. 2. Конь активно пытается вырваться из рук юноши. 3. Юноша повержен, но борется с непослушным конём: держит его за узду. 4. Юноша подчиняет себе коня.

Второй «маршрут»: обуздание коня.

1. Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы. 2. Коню почти удалось вырваться, но молодой человек всё-таки удержал его. 3. Юноша поднимается и начинает подчинять себе коня. 4. Юноша побеждает и уверенно ведёт под уздцы коня.

Но есть и ещё один интересный «маршрут». У одних двух коней есть подковы, а у других – нет. Случайность? – Может быть. А может быть и нет.

подкованные кони
подкованные кони

Дело в том, что у тех коней, что обращены к Адмиралтейству, есть подковы. Многие объясняют это так: во времена создания скульптур на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы. Получается, что подкованные кони идут от кузниц.

Так, значит, что в начале борьбы коня и юноши животное не подковано: конь дикий.

Сюжет получается такой:

1. Опустившийся на одно колено юноша поймал дикого коня. 2. Конь отбрасывает от себя юношу, но тот не сдаётся. 3. Юноша поднимается на ноги, а конь потихоньку начинает подчинятся ему (он уже подкован). 4. Юноша победил.

Но и на этом варианты сюжета не заканчиваются. Здесь уже коня не укрощают, он помогает человеку.

1. Юноша лежит на земле. 2. С помощью коня он поднимается на колено. 3. Потом уже встаёт. 4. Теперь он твёрдо стоит на ногах, гордо держа коня.

Что интересно, так это то, что Клодт назвал свои скульптуры «Конь с водничим». Именно Конь стоит у него на первом месте.

Успех конных групп Клодта был необычайный. Они были восторженно приняты и публикой и художественной критикой. Автор был избран почётным членом Берлинской и Римской академий художеств.

Огромная популярность скульптур Клодта привела к тому, что их копии были установлены и в других местах: в 1840-х годах был изобретён метод гальванопластики, позволивший, в частности, очень точно воспроизводить авторскую скульптуру. Такой метод позволил украсить скульптурными образцами парки и усадьбы. Так, две пары коней были установлены в Орловском парке в Стрельне, еще две – около дворца Бельведер в Петергофе. К сожалению, все они были утеряны во время Великой Отечественной войны.

Уцелели только скульптуры в усадьбе Голицыных в Кузьминках в Москве.

скульптуры коней в усадьбе Голицыных в Кузьминках
скульптуры коней в усадьбе Голицыных в Кузьминках

В Москве есть еще кони Клодта. Это квадрига Аполлона на фронте Большого театра (её установили там после пожара 1853 года и перестройки А. Кавосом). Также это статуя Георигя Победоносца в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.

квадрига Аполлона на фронте Большого театра
квадрига Аполлона на фронте Большого театра

«Диоскуры» на пилонах Беговой аллеи тоже сделал Клодт, только не Пётр, а его внук – Константин. Скульптуры «Диоскуры, укрощающие коней» являются точными копиями тех, которые украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге.

Выбор места для этих статуй обусловлен тем, что по Беговой аллее в конце XIX века проходил основной подъезд к Московскому ипподрому.

Известно, что барон Пётр фон Юргенсбург умер на даче в деревушке Халола (Финляндия). У него остановилось сердце. Но тут тоже не обошлось без легенды: есть люди, которые считают, что он умер из-за расстройства: обнаружилось, что у двух коней на Аничковом вал и другие скульптуры. Например, памятники Крылову и Николаю I в Санкт-Петербурге, квадрига Аполлона на фронте Большого театра, памятник Мартину Лютеру в Кейле под Таллином, скульптуры храма Христа Спасителя в Первопрестольной, Памятник Матвею Платову в Новочеркасске и Николаю Карамзину в Ульяновске и многие другие.

памятник Николаю Карамзину в Ульяновске
памятник Николаю Карамзину в Ульяновске

Ну как? Пишите в комментарии было ли интересно и ставьте лайки если понравилось!

Конечно же не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропускать много интересного!