Найти тему
Первые впечатления

Первый диск Джона Дикона

Как начинался творческий путь Джона Дикона, бас-гитариста культовой группы Queen? Об этом, а также многом другом рассказывают авторы британского музыкального журнала «Record Collector», которые в 1996 году выпустили масштабную статью об авторе «I Want to Break Free». Перевод этой статьи мы разделили на несколько частей, и сегодня мы предлагаем вам познакомиться с третьей, предпоследней частью, которая так же насыщена событиями, как и предыдущие (их - 1 и 2 - вы можете найти по ссылкам). Что же нам расскажут авторы «Record Collector»?

Джон Дикон
Джон Дикон

Искусство (Art)

«16 марта 1968 года, перед выступлением в школе "Гарти", The Opposition снова сменила свое название. «Мы выбрали для группы имя "Art", - рассказывает Найджел Буллин, - потому что Дейв был связан с искусством – он учился на художника. Для нас это было достаточно очевидно».

Дейв Уильямс соглашается: «Это была моя идея, потому что я занимался искусством в школе».

Найджел Буллин знал другую группу, которая в то время носила это же название (группа, которая позже вошла в Spooky Tooth). Тем не менее он решил, что раз они американцы, то путаницы не должно быть. Поскольку Art из Лестера так и не добрались до Лондона, проблем с тем действительно не было.

Несмотря на весьма пространные формулировки, такие как «время прикоснуться и прочувствовать, попробовать и почувствовать, услышать и понять», появляющиеся на билетах группы, Ричард Янг утверждает, что Art была «той же группой, что и раньше. Ничего не изменилось».

«В действительности это была баранина, которую выдавали за ягнёнка, - признается Рон Честер. – Мы подумали, что новое название могло привлечь внимание публики. Но это не имело большого значения. В тех местах, где мы играли, у людей просто не было выбора для досуга. Там некуда было пойти в пятницу или субботу вечером. Раньше все приходили, независимо от того, кто играет. Нередко было так, что они ничего не слышали о выступающих артистах».

К 1968 году психоделическое направление захватило многие провинциальные британские группы. То же относилось и к молодым ребятам из Art, хотя это проявлялось больше на зрительном уровне, чем на звуковом. По словам Дейва Уильямса, их световые шоу были особенно запоминающимися. «Те концерты были великолепны. Мы использовали школьные проекторы, наполняли бутылочки водой и маслом и проецировали через них, чтобы получить прекрасный золотисто-янтарный фон. Однажды мы капнули эту волшебную жидкость на проектор, отчего на стене выступило гигантское зеленое грибовидное облако — это выглядело потрясающе. Казалось, что облако нависает над группой».

Джон Дикон участвовал в другом предприятии Дейва. «Как-то раз, - вспоминает Уильямс, - мы с Джоном купили акустическую систему в 100 Вт – довольно большую по тем временам – и отнесли её в лекционный зал, где находилось множество детей из школы "Beauchamp" (которую Дикон начал посещать с сентября 1966 года). Тогда мы надеялись исполнить там свою версию песни "Fire" Артура Брауна. Мы включили звук на полную громкость, включили свет и выпустили дымовые шашки, которые представляли из себя гранулы ДДТ (инсектицида. – Прим. пер.), что мы купили в аптеке. Между тем дети начали задыхаться, и вскоре пришел директор с кучей управляющих. Он был очень, очень зол. Один из его сопровождающих спросил, чем мы занимаемся. "Это демонстрация звука и света, сэр", - сказал я. "Мы используем эти бутылочки с чернилами, хотя немного беспокоимся из-за гранул ДДТ, потому что их дым может ударить в голову. Но эксперименты продолжаются". И он купился на это!»

Одно из выступлений The Opposition
Одно из выступлений The Opposition

Влияние

К 1968 году множество новых групп оказывали свое влияние на взрослеющих школьников: Jethro Tull, The Nice, Taste и Deep Purple. Рон Честер: «Раньше мы покупали пластинки Deep Purple и учились их играть. Кроме того, мы были на концертах John Mayall & the Bluesbreakers, Downliners Sect, The Nice и King Crimson в Лестере. Мы многому научились, наблюдая за ними. Они были очень влиятельными. В группе долгое время шла большая дискуссия о том, какие мы будем исполнять песни. Как только мы это решали, начиналась другая дискуссия по поводу того, как это сделать. У каждого из нас было свое мнение».

И вот настал момент, когда они начали отращивать волосы. «У Джона они были довольно длинными, - вспоминает Рон. – У нас у всех были длинные волосы, но не до плеч. Мы не могли выглядеть неопрятно в обычной жизни, однако нам не хотелось прослыть слишком чопорными на сцене. Тогда мы начали играть в университетах, и наша музыка стала немного тяжелее. Впрочем, и сама публика серьезнее относилась к музыке. В некоторых молодежных клубах, в которых мы играли ранее, публика передвигалась на роликовых коньках, ела бананы во время шоу.

В последний год или два существования группы мы почувствовали, что произвели впечатление на публику». Но дальше этого дело не дошло: «Мы учились в школе, некоторые работали, поэтому тогда возобладал здравый смысл. Никто из нас не хотел бросать учебу или курсы. Если бы мы могли писать собственный материал, нас бы ждал несомненный успех. Тогда мы играли то, что было популярно, и так делали многие другие группы. Конечно, на такой основе мы не могли стартовать. Так что всё было закономерно».

«Мы не заглядывали так далеко вперед, – признается Ричард Янг. – Лично я думал о своей игре и бронировании выступлений. Думаю, что Джон был наименее амбициозным из нас. Он, вероятно, чувствовал, что у нас нет будущего, хотя мы отлично проводили время. Скорее всего, он воспринимал это как хобби, как обычный жизненный этап».

Тем не менее однажды (в 1969-м или раньше) Art записала свою единственную пластинку. Сейчас для нас не так важно выяснить точную дату – главное, что в этой работе участвовал Джон Дикон. «Никто не предлагал нам это, - вспоминает Найджел. – Мы просто хотели записать диск. Это, вероятно, стоило нам около 5 шиллингов».

Запись проходила в студии "Beck's", которая находилась в тридцати милях к юго-востоку от Одби, в Уэллингборо, Нортгемптоншир. «Я никогда раньше не был в студии, и всё казалось таким потрясающим, - с ностальгией рассказывает Дейв Уильямс. – Там была довольно большая комната, с хорошей акустикой. Вокруг было множество освещенных экранов. Тот парень хорошо знал свое дело».

Однако Ричарда Янга запись не слишком впечатлила: «Я всю свою жизнь работаю в студиях. Для меня это был просто очередной сеанс. В том не было чего-то впечатляющего».

"Парнем", о котором говорит Дэйв, был инженер Дерек Томкинс, который сообщил группе, что за отведенное время они могут записать три трека. «Мы пришли туда лишь с двумя песнями, "Sunny" и "Vehicle", - говорит Найджел, - но нам не хотелось упускать такую возможность. Поэтому Ричард прямо в студии записал небольшой инструментальный трек под названием "Transit 3", который был назван в честь нашего нового фургона, третьего по счету. Хотя мы были типичной кавер-группой, все были хороши в написании песен. Однако мы никогда не исполняли свои вещи на сцене. Единственным исключением был "Transit 3", который мы включили сразу после записи».

«"Transit 3", пожалуй, был единственным треком, записанным нами», - считает Ричард Янг ("Heart Full Of Soul", как сообщается в книге "As It Began", на самом деле является номером Грэма Гоулдмана). «Изначально у меня была некая идея, но я очень плохо помню это. Та запись проходила довольно просто. Не нужно было больших усилий, чтобы написать что-то подобное».

Для объективного наблюдателя "Transit 3", записанный в моно, представляет довольно незамысловатую музыку, напоминающую Booker T. & the M.G.'s (творчество американской инструментальной группы, работавшей в стилях соул и ритм-блюз. – Прим. пер.). «Все слушали "Green Onions" (композицию Booker T. & the M.G.'s. – Прим. пер.), - подтверждает Найджел, - так что там можно легко обнаружить их влияние». Несмотря на всё это, композиция очень хорошо сыграна, и здесь на ведущий план выходят гитарные пассажи wah-wah – характерная черта Дейва Уильямса. И что особенно важно, звонкий бас Джона Дикона, который отчетливо слышен на всем протяжении композиции. На этой основе нетрудно заключить, что The Opposition была весьма укомплектованной и уверенной в себе командой. "Transit 3", очевидно, можно было бы включить в саундтрек любого популярного фильма 60-х годов, и никто бы не посмел их наградить весьма нелицеприятным титулом "любители"».

Продолжение следует…