Из выступления на августовской учительской конференции
Тема моего выступления обусловлена насущной необходимостью новых для 2022 года социальных условий, но она пугает многих по старой памяти.
Слово ИДЕОЛОГИЯ приобрело демонический оттенок в 90-е годы в связи со сменой нашей жизни. Мы поверили в то, что именно идеология была причиной наших бед, нашего отставания от сверкающего града на холме, от европейского благополучия.
И мы перечеркнули слово, изгнали его из школы и педагогики в целом. И это стало, по-видимому, нашей главной ошибкой.
Идеология – это идея, основа, костяк всего. Изгнание идеологии – это другая идеология. Идеология лжи. В 90-е годы, отменив советское мировоззрение, погрузили в идеологию «хатаскрайничества», гражданской безответственности. Так было удобно.
Сейчас и мы, и государство ощутили необходимость национальной идеи, идеологии. Этого цемента, объединяющего страну во всех аспектах. И в школьном тоже.
Мы возвращаемся к себе. Наша традиционная идеология и российская ментальность выстроены на вечных общечеловеческих ценностях, на жертвенном патриотизме, соборности и интернационализме. В нас прочно закреплены идеологические формулы-афоризмы: «За край свой насмерть стой» - «Положить душу свою за други своя». Это наши ориентиры, которые потеряли свою силу за годы смятения и реформ. Сегодня мы возрождаем, передаем новым поколениям эти основы.
В этой связи самым подходящим для воспитания школьников становится аксиологический (ценностный) подход. Ценности, ставшие убеждением, сформируют наших детей как высоконравственных личностей.
Этот подход заложен в основу новых образовательных стандартов.
Первое нововведение будущего учебного года – это еженедельная церемония начала учебы с государственными символами. Очень нужная и правильная традиция, формирующая гражданина страны. В других странах ею гордятся.
Вторая особенность – четкая идеологическая линия воспитательного процесса, базирующегося на ценностном подходе. Она отражена в «Примерном плане воспитательной работы на 2022/2023 учебный год». Предлагаемые в нем мероприятия содержат основные ценностные ориентиры: понимание других людей (1 мероприятие), физическое совершенство (1), профессия (4), искусство (4), семья (5), образованность (6) и четко преобладающая ценность – Родина, государство (32). Таким образом, патриотическое воспитание становится приоритетным и системообразующим. И это абсолютно оправданно, т.к. влечет за собой формирование таких качеств, как: ответственность, настойчивость, эмпатию, иммунитет от влияний и манипулирования и т.д.
Главное, на наш взгляд, реабилитация понятия ДОЛГ, которое было для всех поколений россиян священным. На протяжении последних 30 лет для многих оно стало предметом насмешек. Превалировала идеология индивидуализма, когда убеждением стали слова: «Я никому ничем не обязан». Так рушились основы жизни, рассыпалась социальная система, губились судьбы.
Воспитательная система школы призвана сегодня вернуть силу этому слову. Долг перед семьей, старшими и младшими поколениями, перед страной, профессиональным сообществом должен ощущаться нашими детьми как непреложный закон.
Воспитательная система в нашей школе будет скорректирована на основе этих рекомендаций, и в нашей работе на протяжении предыдущих лет накопился достаточный опыт для осуществления этих корректировок. По самым актуальным вопросам работали творческие группы, реализовались инновационные проекты:
«Поможем по - соседски»,
«Вечная книга памяти»,
«По малой Родине моей»,
«Бессмертные стихи – Бессмертному полку»,
«Первый раз в пятый класс»,
виртуальный проект «Книга как лекарство».
В этой деятельности мы старались придерживаться 2-х главных принципов: неформальность в подходах и актуальность педагогических средств.
Воспитательная система должна быть гибкой, оперативно реагирующей на изменения в обществе, в интересах детей, на возникновение самых разнообразных угроз. Поэтому мы ориентированы на творческую работу, на создание актуальных, принципиально новых средств обучения и воспитания. В этой связи, например, мы выбрали такое направление, как противодействие манипулированию в информационном пространстве и в межличностных отношениях. Сегодня, к сожалению, оно напрямую связано с дискредитацией патриотического воспитания. На памяти и оскорбления ветеранов ВОв, и вандализм на захоронениях и обелисках, и фейки о нашей истории в целом, и кощунственные подмены имен героев «Бессмертного полка» именами нацистских преступников… Мы стараемся предупредить эту беду.
В реализации новых тенденций невозможно использование одних только давно апробированных средств. Необходимо серьезное обновление на основе опоры на интернет-ресурсы, на сферу интересов нового поколения. Все без исключения мероприятия должны стать интерактивными в самых разных формах.
Большие надежды возлагаем мы на качественное, эффективное самоуправление, для чего поднимаем на новый уровень наставничество в школе.
Мы общаемся с учениками преимущественно на уроках, поэтому прежде всего необходимо реализовать именно воспитательный потенциал предмета.
Мой предмет – русский язык и литература – в своей сути является носителем национальной идеи, традиционной идеологии. Каждое классическое произведение формирует присущую нам систему ценностей и дает ответы на вопросы реалий 21 века. Не проводить эти параллели на уроке было очень трудно. Сейчас эти возможности открываются.
В самом начале нового учебного года, например, при изучении в 9 классе «Слова о полку Игореве» я обращу внимание учеников на географию событий: это Киев, Путивль, Северск, Чернигов, великий Дон – всё Русская земля. Сегодня там опять идут бои. И, как и в 12 веке, распри единого народа несут гибель славянам. В «золотом слове» Святослава Киевского дан ответ на все времена: «Из-за усобицы ведь настало насилие». Только в единстве защита от всех бед.
Так на каждом уроке мы сможем опираться на великую мудрость отечественной классики, на глубинную народную идеологию добра, нестяжательства и соборности. Так исподволь дети поймут свой путь и путь своей страны. Необходимо только нам быть последовательными, на каждом уроке «оживляя» героев книг, делая их своими современниками и советчиками.
Когда Высоцкий оценивал суть человека знаменитыми словами: «Значит, нужные книги ты в детстве читал», он говорил именно об идеологии, которая воспитала достойного человека.
Идеологический потенциал несет в себе любой школьный предмет. Нужно его видеть и использовать. Новые стандарты раскрывают широкие возможности совместной работы всех участников образовательного процесса для воспитания личности.