Оставшись без импортных деталей, «Трансмашхолдинг» не стал горевать, а заменил их российскими. Уже в следующем году в дальний путь отправятся обновленные тепловозы. Что еще удастся импортозаместить и какие собственные разработки ведет холдинг, читайте в нашем материале.
Свой-чужой поезд
Уже не первый год АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) проводит программу импортозамещения, но летом 2022-го вопрос встал особенно остро. Основной железнодорожный перевозчик ОАО «РЖД» принял решение более не закупать локомотивы с высокой (больше трети) долей иностранных компонентов.
В этот список попали грузовые электровозы 2ЭС5 (37% импортных комплектующих), 2ЭС10 (39%), 2ЭС7 (34%), грузовые магистральные тепловозы 2,3ТЭ116У (54,9%), 2ТЭ116УД (79,1%), ТГ16М (33,5%) и самый мощный тепловоз на БАМ — 3ТЭ25К2М. Его показатель мог бы быть некритичным — всего 27,6%, если бы не американский двигатель. Желание и, главное, техническая готовность ТМХ заняться стремительным импортозамещением позволили РЖД не менять план закупок на 2023 год.
Самый амбициозный отечественный IT-проект SFERA разрабатывает многофункциональное мобильное приложение. Скачивайте его по ссылке и погружайтесь в уникальную цифровую экосистему. Подробности читайте на сайте. Спасибо за поддержку!
Локомотив с русским сердцем
Тепловоз 3ТЭ25К2М разрабатывался специально для работы на БАМе и был самым мощным на сети. Из-за наличия в конструкции важных узлов заграничной сборки его производство хотели остановить. Однако ТМХ не пошел на крайние меры, а решил проблему собственными силами. Так появился тепловоз 3ТЭ28, ставший громкой новинкой в своей среде. Главной задачей в его создании стала замена американского двигателя марки GEVO. Заказ на российский аналог передали Коломенскому заводу.
Американец GEVO V12 имел следующие характеристики:
- 12 цилиндровый, V-образный, 4-тактный дизель с газотурбинным наддувом;
- мощность секций — 3 х 3100 кВт или 3 х 4216 л. с.;
- объем — 188,5 литра.
Этот двигатель позволял локомотиву перевозить состав массой до 7,1 тыс. т. Характеристики российского аналога пока не раскрываются, но нет сомнений, что он будет не хуже. Ведь работать ему придется на тех же машинах, в тех же суровых условиях. Серийный выпуск 3ТЭ28 планируется уже на 2023 год.
Рог железнодорожного изобилия
Импортозамещение, как тяжелый поезд, долго разгоняется, но мчится на огромной скорости. Кроме 3ТЭ25К2М ТМШ уже почти заменил электровоз 2ЭС10 на машину ЭС8. До конца 2022-го на БАМ выйдет тепловоз для тяжеловесных поездов 2ТЭ35А.
Готовятся к выпуску маневровый тепловоз ТЭМ23 с двигателями российского производства и новые дизельные двигатели 16ЛДГ220 и 1-9ГМГ. Ведутся также разработки в области альтернативной энергетики. Уже завершена работа по созданию двигателей на газовом топливе — 9ГМГ и 16ГДГ, продолжается разработка поезда на водородных топливных элементах.
Спасительный «гром» санкций
Начальный стимул импортозамещению придала первая волна санкций в 2014 году. С того момента в АО «Трансмашхолдинг» создали современный инженерный центр, единый испытательный центр и центр перспективных технологий. Их основная цель — обеспечить потребителей качественными машинами и запчастями, а также оказывать им техническую поддержку на протяжении всего жизненного цикла.
Одновременный выпуск большого количества машин и механизмов рождает не только гордость, но и недоумение. Неужели и тут работает пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Если оснащение ТМХ давно позволяло перевести локомотивы на собственные двигатели, что мешало сделать это раньше?
Зато теперь стало ясно, что вторая волна санкций дала такой уверенный пинок, что российские компании долго его не забудут. Благодаря ему скорость импортозамещения теперь должна стать соответствующей, а если будет спрос, то появится и предложение.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA