Найти в Дзене
Научная Психология

Транзактный анализ Э.Берна. Часть 5

Хорошо, мы уже достаточно много поговорили о транзактном анализе, но нам несомненно есть еще что обсудить. Предлагаю нам с вами в сегодняшней статье продолжить эту тему. В прошлой статье мы остановились на том, что каждый из игроков получает свой выигрыш. И также в одной из прошлых статьей мы также затронули то, что жизненная позиция состоит из 3 составляющих. Чтобы не перечитывать все заново, напомню. Жизненная позиция это: 1. То, что я думаю о о самом себе; 2. То, что я думаю про окружающих; 3. Что я думаю о мире, о жизни в целом. И в какую бы игру не играл человек, ему требуется подтверждение своей жизненной позиции. Рассмотрим пример. Девушка считает, что она плюс, а все мужчины вокруг нее минус. У нее сформированы свои убеждения, о которым она считает себя выше, умнее, интереснее и т.д. И в таком случае она общается с мужчинами и ведет себя так, (обставляет игру так), что подтверждает себе то, что она лучше и умнее их. И в конце говорит: "Ну вот что я могу сделать, если все вок
Оглавление

Хорошо, мы уже достаточно много поговорили о транзактном анализе, но нам несомненно есть еще что обсудить. Предлагаю нам с вами в сегодняшней статье продолжить эту тему. В прошлой статье мы остановились на том, что каждый из игроков получает свой выигрыш.

Транзактный анализ Э. Берна. Часть 4
Научная Психология2 сентября 2022

И также в одной из прошлых статьей мы также затронули то, что жизненная позиция состоит из 3 составляющих.

Транзактный анализ Э. Берна. Часть 2
Научная Психология27 августа 2022

Чтобы не перечитывать все заново, напомню. Жизненная позиция это: 1. То, что я думаю о о самом себе; 2. То, что я думаю про окружающих; 3. Что я думаю о мире, о жизни в целом.

И в какую бы игру не играл человек, ему требуется подтверждение своей жизненной позиции. Рассмотрим пример.

Девушка считает, что она плюс, а все мужчины вокруг нее минус. У нее сформированы свои убеждения, о которым она считает себя выше, умнее, интереснее и т.д. И в таком случае она общается с мужчинами и ведет себя так, (обставляет игру так), что подтверждает себе то, что она лучше и умнее их. И в конце говорит: "Ну вот что я могу сделать, если все вокруг гораздо хуже, чем я".

Но бывают люди с депрессивным типом личности, у них позиция ровно наоборот: Все вокруг умные, красивые, талантливые, а я никчемный. И тогда такой человек играет таким образом, что по итогу убеждается в своей собственной никчемности, поговаривая при этом, что "Ну, это было ожидаемо, что я не справился", "Я виноват", "Я не подумал" и т.д.

Так или иначе, каждый человек, вступая в игру, поворачивает все таким образом и делает все для этого возможное, чтобы подтвердить изначальное мнение. Все делается для того, чтобы человек мог сказать себе "Ну вот, как я и думал. Моя жизненная позиция верна".

Игры просто помогают подтвердить людям то, что они правильно думают.

Экзистенциальная выгода человека состоит в том, чтобы подтвердить фундамент своего жизненного сценария и убедиться в его правильности. В конце каждой игры человек говорит "Я так и знал", "Ну этого и следовало ожидать".

Понаблюдайте за собой, проанализируйте поведение, в каких моментах в жизни вы повторяли себе эти фразы, убеждаясь в собственной правильности. Как вы выстраивали эту игру, которая привела к тому, что вы лишний раз убедились в том, что вы правы. Повспоминайте поведение друзей, знакомых и увидите эту закономерность. Человеку просто важно убедиться в том, что он прав и его позиция верна.

Это ощущение "я был прав" даже ценнее, чем то, что реальность может быть гораздо позитивнее.

Но давайте продолжим нашу тему и рассмотрим игры, в которые играют мужчины и женщины в отношениях. Когда у людей в отношениях образуется дефицит чего - либо, то высока вероятность того, что партнеры начнут играть в силовые игры, чтобы получить желаемое друг от друга.

Силовые игры проводятся с целью получить желаемое хитростью, обманом, ловкостью, манипуляциями. Человек не может просто сказать о своем желании, поэтому прибегает к таким методам.

-2

Люди играют в силовые игры просто потому что не верят в то, что могут получить желаемое, если спокойно об этом попросят. И поэтому пытаются получить желаемое какими-то окольными путями.

Игры, в которые играют люди группами.

Рассмотрим самую распространенную игру "Почему бы вам не..", "Да, но.."

Несколько взрослых людей (В) обмениваются мнениями и участвуют в одной дискуссии. Но внутри есть взаимодействие между родителем (Р) одного и ребенком (Ре) другого.

"Да, но"                                                                                                       "Почему бы вам не.."
"Да, но" "Почему бы вам не.."

Давайте рассмотрим простой пример для того, чтобы понять, как это все работает. Думаю, вы сможете узнать какие-то подобные случаи в своей жизни.

Итак, рассмотрим обычную семью: Живет себе семья. Муж, жена, дети. К этой семье пришли гости, пусть это будут родители мужа. И жена говорит о том, что ей надо пойти на собрание в следующую пятницу, но не с кем оставить детей. Мама мужа говорит о том, что она может воспользоваться услугами няни. На что жена на это отвечает что да, это конечно здорово, но у нее нет доверия к сторонним людям. Мама мужа спрашивает у нее почему бы ей не взять детей с собой на собрание? На что та отвечает, что ей будет неудобно оттого, что она будет единственная, кто приведет с собой детей. После таких нескольких транзакций наступает тишина. Тишина - важный момент игры. За этой тишиной может последовать фраза 3 лица, кто присутствовал при этом разговоре. Например, отец мужа может сказать какую - то фразу вроде "Да, с детьми конечно жить тяжело".

Разберем что происходит. В этот момент мы оказываемся сторонними зрителями и конечно видим намеки жены. Она хочет, чтобы мама мужа посидела с ее детьми, но не говорит это прямым текстом, а пытается сделать так, чтобы та сама догадалась и предложила. Такая серия транзакций "почему бы вам не", "да, но" выглядит как обычный диалог взрослых, но содержит в себе скрытый мотив. На психологическом уровне автор вопроса требует и сопротивляется, она в данном случае в роли бунтующего ребенка, который не может разрешить собственную проблему самостоятельно. А отвечает ей родитель, который все больше и больше раздражается по ходу игры. Это психологический уровень игры. Посмотрите на рисунок выше, он как раз показывает транзакции от родителя к ребенку, хотя на социальном уровне разговор ведется между двумя взрослыми людьми.

Эго - состояния родителя, ребенка и взрослого мы рассматривали очень детально в самой первой статье по этой теме.

Транзактный анализ Э.Берна. Теория Эго-состояний. Часть 1
Научная Психология25 августа 2022

Но продолжим. Рассмотрим еще примеры. У вас есть подруга, которая замужем за абьюзером. Муж содержит ее материально, но при этом избивает. Вы советуете ей написать заявление в полицию, обратиться в социальные службы, на что она отвечает вам "Да, но ведь он бывает в хорошем настроении и у нас все хорошо" и так далее.

Или другая ваша подруга хочет похудеть. Вы говорите ей что существует классная кето - диета, на что она отвечает вам "Да, она неплохая, но у меня проблемы с почками". Вы предлагаете ей заняться спортом. "Да, но у меня нет денег на спортзал и форму". Вы предлагаете ей начать пить витамины. "Да, но у меня аллергия". Сходить на массаж. "Да, хорошая идея, но это же столько стоит".

Думаю, принцип этой игры стал понятен.

Почему это важно психологу?

В работе, если вы сталкиваетесь с тем, что клиент вам закидывает эту удочку, вы не в коем случае не должны ее глотать. Позвольте мне рассказать как это может проявиться в работе: Приходит клиентка и говорит примерно следующее: "Вот вы психолог, вы умная. Скажите мне, почему я одна, почему у меня нет мужчины, что я делаю не так?". Что это? Нам закинули удочку, нас пригласили в игру. Что в этот момент ждет клиентка в таком случае? Что вы начнете ей раздавать советы в стиле "Попробуйте вот это, сходите туда, поменяйте в себе то-то", на что она ответит "Да, я это пробовала, но это не срабатывает". В такой момент важно отследить, что клиент приглашает вас к игре. Конечно, она не делает это нарочно, она не хочет как-то поиздеваться или чем - то оскорбить, это не делает ее какой - то глупой, ни в коем случае, нет. Она просто выражает свои эмоции, все это происходит бессознательно. Все игры происходят бессознательно. И именно поэтому психолог не дает советы и рекомендации, это запрещено этическим кодексом. Психолог возвращает ответственность клиенту: "Есть ли у вас идеи, как в этой ситуации вы бы могли поступить по - другому?", "Как вы думаете, можно ли тут поступить по - другому? Давайте пофантазируем, если бы вот тут вы бы поступили другим образом, то какая бы была реакция?". Психолог не отвечает, психолог подбрасывает идеи.

Если клиент говорит о том, что ждет от психолога что тот скажет, как ему жить, то мы тоже возвращаем ответственность клиенту следующим образом: "Что тогда будет?", "Давайте представим, что я вам рассказываю как вам жить. Что бы вы хотели услышать? Какой бы был первый пункт?". Мы возвращаем вопрос на вопрос, мы не играем с клиентами в игры. Если мы даем клиенту прямой совет, то клиент это сразу же обесценит и его психика включит защитные механизмы. Если ровно тоже самое решение приходит клиенту изнутри, то оно реализуется, потому что это решение самого человека.

Смотрите, сколько бы человек нам не говорило о том, что нам бы следовало например поменьше жрать - все это будет для нас пустым шумом, даже не смотря на то, что умом мы и сами пониманием что нам бы пора сбросить пару лишних кило. Но вкусно чем -то перекусить нам то самим хочется. И только в момент, когда мы подходим к зеркалу и понимаем, что "все, так больше продолжаться не может", вот только в этот момент у нас могут начать происходить изменения. Потому что это наше решение. Это то, что зародилось внутри нас. Это не кто - то навязал, это мы изнутри поняли. И мы тогда доводим начатое до конца. А так, кто бы нам не говорил, что нам пора похудеть - все это для нас пустой звук.

В терапии нам с вами как психологам очевидно, где выход. Исходя из ситуации, исходя из типа личности клиента и т.д. Но нам также очевидно, что если мы просто показываем человеку что вот эта дверь, через которую он может выйти из своей проблемы, то клиент - то конечно выйдет, но не через эту дверь, а через ту же самую, через которую он зашел. Поэтому задача психолога - бережно подводить человека до нужной двери. Но не открывать эту дверь за клиента. Открывать эту дверь и выходить - это ответственность клиента, а не психолога.

В следующей статье мы продолжим рассматривать игры, в которые играют люди и коснемся того, как проводится игра в треугольнике Карпмана. Мы уже с вами говорили о том, что это за треугольник, но теперь рассмотрим его и с позиции игр.

Треугольник Карпмана
Научная Психология16 августа 2022

А также мы поразмышляем на тему "Можно ли вообще жить без игр?"

У нас впереди много интересного. До встречи в следующих статьях!