"Моцарт? А, это тот мужик, который мелодии для наших мобильников пишет!" - (анекдот про нового русского.)
В шестидесятые годы было модно читать Хэмингуэя. Девушки, желая поинтересничать, читали в метро "старика Хэма". Потом стало модно читать " Мастера и Маргариту". Юноши в очках и бледные девы вдохновенно завывали : " Никогда ничего не проси у тех, кто сильнее тебя" ...
Когда я была студенткой ( еще до русско-японской войны) все сыпали цитатами из Ильфа и Петрова. В любой компании фраза " Остапа понесло" неизменно вызывала хохот.
Потом была сумасшедшая мода на Сергея Довлатова. Вот уж кого читатели разобрали на цитаты и анекдоты! Налетели как саранча и ни крошки не оставили...
Нынче совершенно неожиданно "пошел в народ" Иосиф Бродский ( а ведь великий поэт ничем не провинился ). Кажется, все, кто умеет писать, написали на своих страничках в соцсетях во время пандемии "Только не выходи из комнаты"...
Социологи нам давно объяснили, что такая мода, как и любая другая, - один из опознавательных знаков по которым узнают "своих". Как узкие брюки у стиляг или цепи у металлистов. Это понятно. Вот только немного жаль большую литературу. Если вы дадите папуасу электронный микроскоп, он начнёт им колоть орехи.
Все так, но почему-то получается, что не изменив ни буквы, мода может "убить" любую талантливую книгу.
" Изменившая жена похожа на котлету, которую уже держал в руках кто-то другой", как у Чехова. Котлета стала несъедобной. Страшный сон литератураведа: Бродский превратился в Эдуарда Асадова, а ""Мастер и Маргарита" в "Анжелику-маркизу ангелов".
А может и впрямь, вот он, новый сладостный мир, где восьмиклассницы вместо "Известно все: любовь не шутка, Любовь — весенний стук сердец", читают , умываясь слезами: "Ни тоски, ни любви, ни печали, ни тревоги, ни боли в груди.."
Угадайте-ка, где Бродский, а где Асадов? Господи прости...
Многие скажут: а чо такого? Что опять не так? Радоваться надо, а не брюзжать! Да-да, действительно, давайте радоваться. И вообще, как в известной байке, "Джоконда уже столько веков всем нравится, что она может сама выбирать - кому ей нравиться, а кому - нет".
Ничего страшного, все хорошо. И если в кафе вам подадут фирменный напиток "Гамлет", то не пугайтесь, а пейте на здоровье.
P.S. Небольшое уточнение: не будем путать литературную моду с народной любовью. Как сейчас модно говорить, "это другое".