Французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди поначалу вовсе на собирался делать монумент для входа нью-йоркскую гавань. Он предполагал, что гигантская фигура станет маяком и украшением входа во вновь построенный Суэцкий канал.
По замыслу Бартольди – это должна была быть египетская крестьянка, одетая в традиционные одежды с покрывалом на голове, и с огромным факелом в руке. Скульптор назвал монумент – "Египет, несущий свет Азии".
Но власти Египта отклонили проект Бартольди, построив вместо скульптуры обыкновенный маяк.
Скульптор приуныл, но его замысел возродил из небытия друг – писатель и политик Эдуар де Лабулэ. Он предложил Бартольди сделать и подарить гигантскую статую Америке. Дескать, Америка следует за идеалами французской революции.
Только вместо женщины Востока было решено изваять нечто похожее на древнегреческих богинь – Афину Палладу, Ариадну или Нику, и переименовать "Египет, несущий свет Азии" в "Свободу, озаряющую мир".
Есть много версий, весьма занятных и пикантных, кто стал моделью, которая вдохновила Бартольди на создание «Свободы». По одной из них, он вылепил поначалу лицо своей матери, а потом прикрепил его к телу любовницы или просто натурщицы (Тут надо, видимо, справиться у Зигмунда Фрейда).
Есть также сведения, что Бартольди позировала Изабелла Бойер. Личность весьма любопытная. Дочь французского кондитера-африканца и англичанки появилась на свет в Париже. Прирожденная авантюристка. В Нью-Йорке она вышла замуж за старого фабриканта швейных машин Исаака Зингера. Того самого. Не удивительно, что именно еврей изобрел швейную машинку, учитывая страсть этой нации к портняжничеству. Удивительно, что 52-лений Зингер взял в себе в жены не иудейку, а красивую девицу аж на 30 лет моложе себя. Известно, что Зингер был страстным поклонником дам. Но все-таки в его летах стоило бы уже сораизмерять желания с возможностями. У него только официальных жен было шесть. Ну что ж! Мужчины суетны – они всегда хотят быть первой любовью женщины. Прекрасный пол мудрее: женщина хочет стать последней любовью мужчины. Изабелла стала последней...
Но сразу начались неприятности: новоиспеченной чете Зингеров пришлось срочно бежать в Лондон, поскольку фабриканта в США обвиняли в двоеженстве. А вскоре Изабелла благополучно овдовела. Как написал Рут Брэндон в книге «Зингер и швейная машина»: капиталистический романс», «она освободилась от неловкого присутствия мужа, который оставил ее лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием... и детьми».
Изабелла переезжает в Париж, где становится благодаря красоте и богатству знаменитой личностью. И вот с нее-то Бартольди и ваял «свободу» для американцев. А почему бы веселой, красивой и богатой вдове не стать символом США? Тем более, что сами американцы говорят: Америка – это страна неограниченных возможностей.
А вот сам Бартольди был невысокого мнения об американцах. Он, в частности, говорил, что они не интересуются искусством, только деньгами и что «у американцев нет шарма и вкуса. Америка – это дама, жующая табак»...
Стальную опору и каркас для 46-метровой «свободы» делал Гюстав Эйфель, создатель знаменитой башни. Ну и, конечно, излишне говорить, что и Бартольди, и Эйфель были масонами. Даже название гигантской статуи – «Свобода, Озаряющая Мир» – это из масонского лексикона. Всякий сведующий сразу поймет. Как поймет наверно любой бывший гражданин СССР, какой партии принадлежат лозунги: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» или «Учиться, учиться и еще раз учиться». Впрочем, тогда и была-то всего одна партия...
Правда, Бартольди на всякий случай получше задрапировал «свободу» в тунику. Чтобы она не напоминала аналогичный образ художника Эжена Делакруа и чтобы, наверно, не компроментировать свою бывшую любовницу: Изабелла уже вновь вышла замуж – за голландского музыканта Виктора Ройбстета. Он был сыном сапожника, но, тем не менее, был известен в высшем свете Парижа под вполне себе аристократической фамилией, да еще и с титулом – герцог Кампоселице.
Так модель Статуи свободы, олицетворяющая «Liberté, Égalité, Fraternité», стала герцогиней. Хотя вроде бы, имея подобный титул, об «эгалите» как-то говорить неуместно. Впрочем, Изабелла позднее еще раз сходит замуж...
В свое время над президентом Джорджем Вашингтоном соратники посмеивались, говорили, что у него деревянные зубы. Имели в виду его косноязычие. Хотя в действительности зубные протезы Вашингтона были сделаны из зубов, насильно вырванных у рабов.