Найти в Дзене

Историческое исследование. С чего начать?

Уважаемые читатели! На моём канале я буду говорить о истории, исторических исследованиях, их ведении и понимании исторического процесса. Добро пожаловать всем интересующимся. Проведение исторического исследования. 1. Выбор темы. А – Актуальность. Актуальность бывает разная и определяется различными факторами. Личная актуальность.Самая важная для исследователя, субъективная, часто маскируемая другими видами актуальности, ибо просто удовлетворять свой интерес за общественные деньги – не комильфо. Вы изучаете Х, потому что вам интересен Х. Социально-политическая актуальность– самая легко объяснимая. Это… - Актуальность-аналогия: Процесс Х происходил когда-то давно, но что-то подобное происходит сейчас, поэтому Х нужно изучать. - Актуальность-дискуссия: Процесс Х не получил однозначной оценки и до сих пор будоражит умы, поэтому Х нужно изучать. Научная актуальность.Бывает трех видов: - Актуальность-новизна: Х никто не исследовал, это упущение надо исправить. - Актуальность-проблема: Х уже

Уважаемые читатели! На моём канале я буду говорить о истории, исторических исследованиях, их ведении и понимании исторического процесса. Добро пожаловать всем интересующимся.

Проведение исторического исследования.

1. Выбор темы.

А – Актуальность.

Актуальность бывает разная и определяется различными факторами.

Личная актуальность.Самая важная для исследователя, субъективная, часто маскируемая другими видами актуальности, ибо просто удовлетворять свой интерес за общественные деньги – не комильфо. Вы изучаете Х, потому что вам интересен Х.

Социально-политическая актуальность– самая легко объяснимая. Это…

- Актуальность-аналогия: Процесс Х происходил когда-то давно, но что-то подобное происходит сейчас, поэтому Х нужно изучать.

- Актуальность-дискуссия: Процесс Х не получил однозначной оценки и до сих пор будоражит умы, поэтому Х нужно изучать.

Научная актуальность.Бывает трех видов:

- Актуальность-новизна: Х никто не исследовал, это упущение надо исправить.

- Актуальность-проблема: Х уже исследовало некоторое количество ученых, которые пришли либо к диаметрально противоположным, либо просто разным выводам. Кто же из них прав?

- Актуальность метода: Х ещё никогда не исследовали именно под этим углом.

Б – База.

А есть ли у вас база для изучения темы? База исторического исследования – источники и историография. Или первичные и вторичные источники, кому как больше нравится. Что из этого вам доступно? В смысле «доступно без приложения дополнительных ресурсов, как-то деньги, время на перелёты, и прочее» (сразу грант вам никто не даст). Намечая тему, прошерстите интернет, доступные библиотеки в радиусе проживания. Это поможет:

a) Не повториться при формулировке темы исследования (вдруг кто-то уже…);

b) Понять, что изучено, как изучено, кем изучено;

c) Оценить «масштаб бедствия», т.е. сколько всего ещё предстоит перелопатить.

d) Выявить места «залегания источников»: какие архивы, библиотеки и сайты нужно/можно посетить.

В – Выбор формулировки.

Любая формулировка темы исторического исследования содержит три составных части, отвечающие на вопросы «Что? Где? Когда?».

Что? То, что вы исследуете, ваш Х, который нужно найти.

Где? Где именно происходил Х, локус, место, которым вы ограничиваете свое исследование (Х мог происходить и в других местах, и вообще везде, но «везде» вы не можете исследовать).

Когда? В какое время происходил Х, хронос, период, которым вы интересуетесь (Х мог иметь место 1 день, мог длиться два года или два столетия – да даже вечно, но вас интересует именно период в прошлом).

Важно понимать, что формулировка темы может со временем претерпевать изменения. Это происходит по причине множества факторов, как-то: выявление новых источников, или понимание того, что для раскрытия именно этой темы источников нет, глобальное переосмысление формулировки по ходу работы с материалом, изменение парадигмы и методологии исследования, обсуждение на кафедре или на конференции.

Именно поэтому – аккуратнее с формулировкой, т.к. изменить её часто бывает затруднительно (если это ВКР, то их темы утверждаются приказом задолго до того момента, когда работа готова к распечатке).

Виды тем и примеры формулировок:

1) Источниковедческая тема (объектом исследования является источник или комплекс источников):

«Грамоты Задвинского Спасского монастыря как источник по экономической истории Варварского уезда в XVI-XVIII вв.» Видно, что находится в фокусе исследования, определены территориальные и хронологические рамки.

2) Историографическая тема (объект исследования – историография какого-то вопроса, проблемы):

«Проблемы развития отходничества в Запольской губернии XIX в. в отечественной историографии».

3) Описательная историческая тема (объект исследования – некий исторический процесс, деятельность организации, частного лица, целого сословия, государства):

«Процесс закрепощения коренного населения Энского генерал-губернаторства в XVIII вв.»

«Деятельность Бурджумской конторы над портом во второй половине XIX в.»

«Просветительская деятельность семьи Роговых в Пуринском крае в XVII-XIX вв.»

4) Сравнительная историческая тема (важно не просто описание, а сравнение двух, что важно – сравнимых, процессов):

«Работа землеустроительных комиссий в Устьяльском и Кияльском уездах Лобской губернии в пореформенный период»;

«Миссионерская деятельность христианского и мусульманского духовенства в Восточной Рохляндии до революции 1917 г.»

5) Историко-педагогическая тема (важно не только, и не столько, изучение процесса, сколько способ подачи результатов его изучения неким обучающимся, школьникам, студентам и пр.):

«Тоталитарные режимы Европы в 1920-х – 1930-х гг.: круглый стол на уроке истории».

Цели, задачи, предметы и объекты.

Совершенно очевидно, что большинство, если не все студенты, бакалавры, магистранты, даже и аспиранты, формулируют эту часть классического введения своей письменной работы тогда, когда материал уже собран, обработан, оформлен во что-то связное и внутренне непротиворечивое.

Происходит «подгонка под ответ»: что получилось, то и было целью. В этой связи вспоминается анекдот про то, как самурай, проезжая мимо деревни, обратил внимание на большое количество мишеней, которые были поражены стрелами. Он спросил проходившего мимо крестьянина: Кто же этот меткий стрелок? На что ему ответили, что это местный дурачок, который рисует мишень вокруг того места, куда угодила его стрела.

Это понятно, ведь пока ты не исследовал нечто, не погрузился в процесс, не охватил все доступные источники, тебе сложно сделать вывод о том, что же представлял собой процесс Х или явление Y. Изначальная цель формулируется, по этой причине, максимально общо и включает слово «изучить». Задачи, первоначально, тоже не очень «научны» по формулировке. Главное – как говорят путешественники и туристы «взять азимут», то есть наметить направление, ориентир, к которому вы хотите двигаться. А что там, на пути, «овраги», «ручьи» или «болото», это вы увидите, когда начнёте движение.

В отличие от целей и задач, предмет и объект исследования более понятны, т.к. детерминированы вашей темой. Говоря простым языком – предмет, это нечто большое, например «Внешняя политика Петра Великого», а объект – та часть предмета, которую вы изучаете, например «Отношения России и Великобритании в правление Петра Великого».

В следующий раз мы поговорим о работе с источниками информации. Всего доброго и до встречи!