Найти тему
Всего понемногу

Что рассказывала моя бабушка. Часть вторая

Фото дореволюционное. Кто-то из наших близких родных.
Фото дореволюционное. Кто-то из наших близких родных.

Коллективизация. Семью это коснулось следующим образом.

Когда начали отбирать хутора и все остальное имущество у крестьян и загонять их в колхозы, мой прадед, Евтихий Аврамович Лактионов, поехал на прием к Калинину, который в этот момент приехал в Елисаветград. Прадед рассказал ему все — как они пашут абсолютно всей семьей на своей земле, как тяжело далось им нынешнее относительное благополучие…Калинин ответил так — "Мил человек, бросай все, передай дом и все имущество колхозу и уезжай куда глаза глядят."

Память о предках...
Память о предках...

(Бабушка Дуся рассказывала мне это сто раз! По сути, Калинин спас жизнь всей семье!)

(У граждан СССР в 1920—1940-е годы было принято писать письма М. И. Калинину с самыми разными просьбами о помощи — при раскулачивании, несправедливом аресте, поступлении в военное училище или сложностях в трудоустройстве. Часто Калинин лично или посредством своего секретариата такую помощь тем, кто ему писал, оказывал.

Ещё 8 ноября 1918 года на совещании делегатов комитетов бедноты Ленин заявил о решительной линии по ликвидации кулачества: «…если кулак останется нетронутым, если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист.» Декретом от 11 июня 1918 года были созданы комитеты бедноты, которые сыграли большую роль в борьбе с кулачеством, руководили процессом перераспределения конфискованных земель на местах и распределением конфискованного инвентаря, продовольственных излишков, изъятых у кулаков. Уже отметил своё начало «великий крестовый поход против спекулянтов хлебом, кулаков, мироедов, … последний и решительный бой всем кулакам — эксплуататорам». Было изъято 50 миллионов гектаров кулацкой земли, перешедшей бедноте и середнякам, конфискована у кулачества значительная часть средств производства в пользу бедноты.)

Вот эту часть текста я просто взяла из Википедии, так как понимаю, что многие нынешние молодые люди или даже люди среднего возраста слыхом не слышали ни про раскулачивание, ни про Калинина!

И мой мудрый прадед сделал так, как посоветовал ему Калинин — все, что имел, отдал колхозу, получил справку об этом, всех детей отвез в Луганск!

(Я была полной дурочкой в 14 лет, когда, слушая бабушку, говорила ей: "Вот и правильно, всех надо было раскулачивать!" На что моя дорогая бабушка с обидой отвечала мне: "Какими мы были кулаками?? Мы все работали от зари до зари, наемных работников никогда не было!"

Как же мне стыдно теперь за мои глупые и жестокие слова!

И я, повзрослев, заимев какое-никакое имущество, очень часто думала - Какой же ужас, какие невыносимо тяжелые мысли и думы были у моего прадеда, когда ему пришлось своей рукой отдать то, что зарабатывалось тяжелейшим трудом! Как я его, давно умершего, жалею и как я его понимаю!)

Причем моей бабушке на то время было всего 17 лет! Поселил их на квартирке у какой-то женщины, бабушку чудом устроил то ли на фабрику то ли на завод.

Младшего, Ваню отдал в фабзу как сына крестьянина неимущего, а сам с женой и матерью подался в Крым, поехал в Керчь, так как только там можно было хоть как-то выжить и продержаться до лучших времен. Снял подвальную комнатку на ул Маркса, устроился работать на железную дорогу, и как только немного все наладилось, поехал за детьми и забрал их в Керчь. (Там уже и родилась в 1937 году моя любимая дорогая мамочка…)

Вот моя бабушка Дуся...
Вот моя бабушка Дуся...
Посмотрите, какая трогательная надпись на обороте фотографии.
Посмотрите, какая трогательная надпись на обороте фотографии.

Моя бабушка была настоящей красавицей, и за ней ухаживало много молодых людей, но у нее было очень строгое крестьянское воспитание, и она ни с кем не встречалась, пока не познакомилась с моим дедушкой, Требинским Александром Евтихиевичем (надо же, какое совпадение — одинаковые отчества!).

О своей самостоятельной жизни в Луганске бабушка Дуся рассказывала немного, но в памяти осталось главное -как бы ни было тяжело, как бы они ни голодали, они не позволяли себе неправедно заработанных денег — тогда я, даже будучи совсем еще молоденькой девушкой, понимала о чем говорили бабушка — многие ее знакомые девушки шли на панель, — чтобы была еда вкусная, чтобы было что одеть.

Эти подростки (моя бабушка Дуся и ее сестра Варя) избежали подобных соблазнов.

Помимо этого, бабушка мне очень часто повторяла один случай - как она совсем молоденькой девушкой ехала в поезде, и у нее была теплая шубка, видимо, более-менее ценная. С ней пытались познакомиться двое парней, уговаривали ее эту шубку положить на верхнюю полку, они бы за ней присмотрели. Бабушка категорически отказалась, и ее шуба осталась у нее. А вот другая девушка, поддавшись на уговоры этих молодых ребят, согласилась, прококетничала с ними всю дорогу, потом все заснули, а парни стащили ее шубу и выскочили из поезда на какой-то станции.

Вот так я получила очень крепкое убеждение, что доверять новым знакомствам поначалу никак нельзя, и однажды это очень сильно помогло мне в жизни, точнее, даже спасло мне жизнь…

(Продолжение следует)