Московский кинофестиваль, один из старейших в мире, в этом году прошел в условиях небывало бойкота со стороны европейских стран. Так объявлением курса на "деколонизацию России"(отделения от нее регионов) стал фильм открытия "Сердце Пармы". По мнению зрителей, картина подводит под "деколонизацию" художественно-исторический контекст.
Главный герой ленты уральский князь Михаил, женатый на языческой принцессе Тиче, ведьме, способной принимать облик рыси. Тиче упорно сопротивляется православию, а Михаил поднимает восстание против власти Москвы, объединяясь с местными племенами. Жизнь язычников представлена в фильме как идиллическая сказка, рай свободного секса, ленточек на березе и волшебных превращений. Московский царь и православные священники вторгаются в этот милый мир, без каких-либо оснований запрещая людям заниматься сексом, и требуют дань.
К реальной истории это почти не имеет никакого отношения: жизнь Урала и Сибири в средние века, так же, как и во всем мире, была полна усобиц и межплеменных войн, не говоря уж о вековом нашествии чингизидов. Кино получилось не столько историческим, сколько созвучным актуальной американской повестке.
Князь Михаил, подобно блогеру Алексею Навальному, борется с московским царем и "кровавым режимом". Он говорит царю: "Твои руки в крови и в чужом кармане", хотя карманов на одежде в те годы еще не было. В фильме постоянно звучит слово "московит", которое возникло в Западной Европе, и любимо русофобами, но никогда не употреблялось на Руси.
Московский царь Иван III Великий представлен карикатурным кровожадным коррупционером, который идет войной на соседей под предлогом защиты православия и объединения России. В реальной истории Иван III это руководитель нашей страны, который окончательно покончил с ордынским игом. "Объединитель земель русских", построивший московский Кремль. Россия, русская армия представлена как абсолютное зло. Так представляет нашу страну и нашу армию сейчас западная пропаганда.
"Этот фильм основан на гнилой идее. Была снята вампука, по которой в уральский горах обитают эльфы, тролли, позаимствованные из "Властелина колец", напоминающие еще и "Битву престолов", какие-то невиданные племена, которые объединяются под властью князя Малахольного, склонного к непротивлению, к бездействию, - считает редактор рубрики кино газеты "Культура", киновед Алексей Коленский. – Когда Москва просит его пойти в поход на Казань, он приходит в раж, говорит "нет", и возглавляет бунт против Москвы. Многонациональная орда убивает русских стрельцов, которые пришли насаждать единство в природную демократическую уральскую среду. Это сняли государственные продюсеры на государственные деньги. Не случайно главную роль в этом безобразии сыграл Александр Кузнецов, сбежавший за границу".
Фильм снимался до 2022 года, но то, что роль предводителя антимосковских сепаратистов сыграл актер, выступивший против СВО, говорит само за себя.
"Он показал, какой он артист, - добавил Алексей Коленский. - Понятно, что режиссер не способен с ним работать. Но и он сам ни к чему не способен на длинной дистанции. Никакого дыхания в роли нет".
Фильм претендует на исторический, но постулирует антиисторизм. Герои воюют с Казанским ханством, но ислам в картине отсутствует. Есть только противостояние православия, которое выглядит как бессмысленное насилие, с придуманным авторами язычеством, сказочно прекрасным. Известно, что для мусульман язычество так же неприемлемо, как и для христиан. Но, видимо, критиковать ислам авторы ленты не захотели.
То, что ММКФ эпохи СВО открылся идейно ангажированным антироссийским и антиправославным фильмом говорит, что Московский кинофестиваль остается важной киноплощадкой. Очевидно, что современная Россия свободна для любого мнения, даже во время жесткого противостояния с современным Западом.
Трудно себе представить страну, где откровенно сепаратистское кино вообще позволили бы снять, не говоря уж о том, чтобы на государственные деньги и с продвижением по государственным каналам. Как отметили эксперты и киноведы, несмотря на бойкот 44-го ММКФ западными странами, он оказался одним из самых интересных по программе за многие последние годы.
Множество выдающихся латиноамериканских, индийских, иранских, китайских лент вызвали большой интерес среди московских киноманов. Хотя многие кинематографисты США и Европы также проигнорировали бойкот и привезли свои картины в Москву. Так, яркой лентой стала калифорнийская "Остров пропавших девчонок" о трех сестрах-сиротах, вступивших в борьбу за выживание с морской стихией. Прорывная по киноязыку, операторской работе, сценарию, она оказалась одновременно ясной и чистой по эмоциональному высказыванию, понятной и близкой широкому зрителю.
Настоящим открытием стало нигерийское кино, которое по качеству не уступает Голливуду, а по количеству является вторым в мире после индийского. Кстати, отсутствие в программе ММКФ Болливуда очень удивило. Зато широко представлено кино Южной Индии (индийское кино это далеко не только Болливуд). Блокбастер "Гарги" стал примером великолепной кинематографии, и образцом непредвзятой судебной драмы о насилии и трансгендерах.
Другой индийский блокбастер, "Сандар Удхам" - историческое кино о борьбе Индии с британской оккупацией. Эта лента раскрывает неизвестные нам страницы индийской истории, и говорит о том, что современная Индия не забыла и не собирается забывать о кровавых преступлениях Запада, подлинных, а не мнимых. Россия же в фильме, напротив, представлена как дружественная Индии страна. И важно понимать, что "Сардар Удхам" признан в Индии одним из фильмов года.
#российскоекино #СердцеПармы #ММКФ2022 #сво