Найти тему
Русский След

"Из дальних странствий возвратясь..."

Оглавление
Эгвекенот
Эгвекенот

Наконец-то наша команда вернулась из долгих путешествий и начинает публиковать подробные рассказы об открытиях и впечатлениях. Вперёд!

На результативность наших поисков сильно влияет погода, про которую после месяца, проведённого на Чукотке, я очень много чего могу рассказать. За месяц здесь точно можно изучить все виды местного дождя и ветра. Виды пурги буду изучать в следующий раз. Или нет – лучше по интернету.

В 8.30 утра – это у нас время коллективной молитвы – МетеоБоги милостиво отпускают нас в небо или равнодушно прибивают к бетону. Тут поневоле начинаешь верить в приметы, символы, амулеты и талисманы. И прочую мистику. Во всё, только чтобы склонить к сотрудничеству поисковую УДАЧУ. Я, например, получил в подарок чукотский амулет – голову орла, вырезанную из моржового клыка. Ещё взял с собой часы, которые один раз как минимум проделали путь по Алсибу во время войны. Это швейцарские часы Longines моего деда Никулина Ивана Ивановича, которые, согласно семейной легенде, были привезены ему по Алсибу лётчиком из Америки. Правда, исходя из специфики его службы и засекреченного периода службы с 1942 по 1945 г. г., у меня есть основания считать, что дед их привёз по Алсибу сам.

-2

Перед отъездом на Чукотку я почему-то вбил себе в голову, что если я возьму его часы с собой и буду надевать на поиск, капризная удача будет с нами. Взятый как талисман «швейцарец» сработал с первого раза. Впрочем, впоследствии часы помогли нам ещё несколько раз.

Первый найденный нами самолёт ЛИ-2, произведённый в 1957 году на 128-м авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, слегка разочаровал – он потерпел катастрофу на трассе Алсиб уже после войны.

ПОЧИТАТЬ МОЖНО ЗДЕСЬ https://zen.yandex.ru/media/id/5e2099ae028d6800b114373f/pochemu-sekretnaia-vozdushnaia-trassa-ot-aliaski-do-sibiri-stala-nastoiascei-dorogoi-jizni-dlia-sssr-v-gody-voiny-62ca67836060bd7a75bb8fcf?&

Однако сам опыт первой разведки сезона 2022 показал – нам везёт! Совместная работа экипажа нашей стрекозы Ми-26, архивной работы, работы поисковой партии и, наконец, работа с населением в комплексе дали конкретный результат. И, оказывается, у местного «Радио ПУРГА» большая и неравнодушная аудитория – после нашего похода в студию было много звонков от оленеводов по местам падения самолётов.

-3
-4

Да и в целом тема Алсиба здесь на Чукотке на слуху – зайдёшь в магазин, а там по радио идёт короткий пятиминутный спот «В этот день на воздушной трассе Алсиб».

Неудивительно, что оленеводы так живо откликаются. Интересный момент, который мы выяснили позже при обнаружении мест падений: самолёты, упавшие не в горах, а в тундре, служат им своеобразными ориентирами при перегоне оленей от одного стойбища к другому. Надпись «5 бригада», нацарапанную на крупных фрагментах, нам впоследствии приходилось видеть на местах катастроф. Правда, точных координат, как правило, нет, чётких ориентиров - тоже. Да и вся информация относительно мест падения самолётов, их координат, причин аварий, наличии груза и захоронений экипажей – разрозненна, приблизительна и нуждается в проверке и уточнении. Собственно, единая база, объединившая бы все сведения, добытые в результате архивного, полевого поиска и работы с местными жителями – это и есть основная цель экспедиции РГО.

-5

Найденный нами Ли-2, на первый взгляд, вроде бы никак не продвигал нас в нашем поиске. Но, как выяснилось позже, я ошибался.

Чукотка была самым сложным этапом на трассе Алсиба и первым отрезком на территории СССР после Фербенкса и Нома. Именно по этой причине поселок Эгвекенот стал для нас очередным опорным пунктом для продолжения поисков: первый аэродром на советской стороне Уэлькаль тоже находится в заливе Креста. В этом районе обозначены места падений нескольких потерянных на Алсибе самолётов.

Посёлок считается рекордсменом по количеству солнечных дней в году, да и внешне выглядит весьма жизнерадостным – архитектура и жизнеутверждающие цвета призваны радовать взгляд на фоне серых гор, декорированных вечными снежными проседями.

Эгвекенот
Эгвекенот
-7

В посёлке находится очень достойный краеведческий музей, в котором есть достаточно обширная экспозиция, посвящённая воздушной трассе Алсиб.

В музее
В музее

Очень важный документ – записки бортрадиста Глазкова Е.Д. – проливает свет на многие эпизоды Алсиба и катастрофы, произошедшие на трассе. Он находится в музее, куда был передан автором ещё в начале 90-х. А кому еще можно было передать такой уникальный документ? Музей давно вышел за рамки музейной функции и стал неким поисковым центром, объединившим энтузиастов и подвижников.

В данном случае поисковые "локомотивы" – это директор музея Елена Рогозина и поисковики Евгений Моргун и Вадим Березников. Мы объединили усилия, и наша первая совместная разведка – поиск транспортного Douglas С-47, разбившегося в горах 29 мая 1943 года.

Для простоты мы между собой каждый разыскиваемый самолёт называли по имени командира...

Алексей Никулин.

Честь имею!

Продолжение следует.

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия

#русский след

#русский мир

#алексей никулин

#моя планета #алсиб #чукотка #рго #холодная война