Всем добра! Удивительная вещь: бывает, что герой фильма подаётся определённым образом и характер его проявляется, казалось бы, очевидно - но одна случайная, иногда малозаметная деталь может поведать о человеке нечто новое, даже и не вписывающееся в образ. Как, например, знаменитая фраза Семёна Горбункова про оружие в "Бриллиантовой руке". Задумано так сценаристами или складывается случайно? Выглядит это как оплошность или даёт пищу для размышлений? Я собрала наиболее заметные для меня моменты (допускаю, что в отечественном кинематографе их намного больше). И в списке у нас
Володя ("Самая обаятельная и привлекательная")
Пустенький красавчик, поглощённый собой. Неизменные атрибуты - наушники и набор иноземных словечек, выученных для дешёвого эффекта. Социум и общественная жизнь ему скучны, он не склонен к эмпатии. Хорошенькая головка его набита стереотипами, помноженными на самолюбование: он небрежно замечает, что Надя Клюева не осилит шахматы, хотя девушка ничуть не глупее него. Володя не прочь приволокнуться, особенно на пару с приятелем, но ощущение, что даже на мимолётные связи ему лень тратить драгоценные силы. Впрочем, однажды он без зазрения совести выпрашивает у Нади два билета на концерт, лишь бы порадовать свою спутницу Свету. Опустим чувства Нади, которая на этот концерт позвала самого Володю. Но Света явно имеет власть над красавчиком-мизантропом! Он готов заплатить любые деньги, чтобы достать для неё билет, безропотно принимает её упрёки, а затем торопит так непривычно мягко, как со случайной девушкой разговаривать не станут. Может, под конец фильма Володя всё-таки влюбился?
Мона ("Безымянная звезда")
Эта красивая, капризная, практически необразованная и беспомощная женщина в роскошных одеждах очаровывает Марина Мирою и кажется ему спустившейся с небес звездой, но не раскрывает тайн своей жизни и уходит в неизвестность, так и не разгаданная. Не сразу, но мы понимаем, что она несчастна. Её положение кажется шикарным лишь на первый взгляд: Мона всего лишь прихоть богатого человека, его дорогая вещь, которой он сам и придал лоск. Впрочем, я считаю, что чувства Грига к Моне не так уж поверхностны. Чувства как минимум есть, ведь он не просто тратит на неё огромные суммы, а терпит и разруливает все её сумасбродные выходки. Господин его достатка при желании легко нашёл бы любовницу поспокойнее. Но, кроме того, я думаю, что Григ нашёл Мону в неприглядном положении. Она явно вышла из социальных низов и влачила до встречи с ним жалкое существование. Она крайне невежественна, а в её речи часто проскальзывают маргинальные, "дворовые" интонации. Больше всего меня когда-то поразил эпизод, где Марин просит Мону спрятаться от его коллег в ванной, а та в ответ издаёт вульгарный смешок, не вяжущийся с образом утончённой дамы. Аристократка ни по крови, ни по духу никогда так не засмеётся.
Саня ("Дамы приглашают кавалеров")
Не очень молодой, некрасивый мужчина, старательно распределяющий оставшиеся волосинки по макушке, бойкий Саня не теряет надежды встретить вторую половину. Где же, как не на курорте? Саня привлекает неплохо подвешенным языком и энергичностью, но в то же время отпугивает канцеляризмами, специфическим юмором и кондовым поведением. Он цепляется за Аню и постепенно доказывает, что достоин хотя бы внимания к себе. Его преданность выбранной женщине, способность совершить поступок ради неё вызывают уважение. Но характер Сани всегда осложнялся для меня двумя моментами. Во-первых, желая подчеркнуть свой интерес к Ане, при знакомстве он начал грубовато высмеивать её курортную подругу. А пригласив Аню к себе домой и попытавшись её поцеловать, он получает отпор и замечает "Вот всегда так. Всю жизнь мне не везёт". Складывается впечатление, будто Саня думает, что только нахрапом и нужно заводить отношения, и если целовать женщину, то не откладывая в долгий ящик. Ну а если она отказалась - то всё, дальше с ней делать нечего. Как раз в этом и проявляется его кондовость: он весь мир раскладывает по полочкам собственного изготовления. Впрочем, Саня не безнадёжен. Думаю, Аня понемногу расширила его горизонты.
Людочка ("Покровские ворота")
Миловидная медсестричка покорила романтичного Хоботова своей гипертрофированной чувствительностью к страданиям классиков и его собственным. Она выглядит как дитя и в то же время трогательно заботится о таком же большом ребёнке Хоботове. С ней можно прекрасно проводить время в кино, на катке, на концерте, на поэтическом вечере - да где угодно, и всюду упиваться её непосредственными реакциями. В общем, переживать вторую молодость. Конечно, в сравнении с душной Маргаритой Павловной Людочка - как глоток свежего воздуха. Меня же забавляет момент в поликлинике, где Хоботов, получив свой укол, продолжает беззастенчиво отнимать у Людочки время, в то время как другой пациент уже уморился ждать своей очереди. Нисколько не обеспокоенная этим Людочка отмахивается от несчастного пациента и в ответ на его вопросы коротко требует закрыть дверь. Сколько надо, столько и подождёшь. Вот тебе и трепетная барышня. Интересно, как она проявит себя со временем, получив Хоботова в полное распоряжение?
Ильин ("Земля Санникова")
Породистый, красивый, бесстрашный до безрассудства Ильин мечтает стать первооткрывателем и единственно силой воли удерживает вместе своих весьма разношёрстных спутников. Настоящий романтический герой. Он не отступится перед опасностью, не дрогнет даже. Такие переворачивают мир, совершают научные прорывы, ведут человечество к светлому будущему, пусть и ценой своей жизни. Увы, таким людям порой свойственна и безжалостность. Не успев познакомиться с туземкой Аннуир, явно очарованной им, Ильин просит её показать дорогу в запретные земли предков. Интерес исследователя так силён, что он не задумывается о последствиях. Между тем, команда Ильина уже успела оценить воинственность, культовое сознание и традиционный уклад существования онкилонов. И если ему не дорога собственная жизнь, почему он без колебаний подвергает опасности довершившуюся ему девушку?
Князь Николай Чечевинский ("Петербургские тайны")
Ещё один идеальный мужчина - благородный многоопытный мститель с утончёнными манерами, надёжный друг и верный брат. Он хладнокровен и выдержан, тронуть его сердце не так-то просто. Впрочем, баронессе фон Деринг, бывшей горничной его сестры Анны, кажется, это почти удаётся. Увы, их разделяет пропасть не только социальная, но и этическая, ведь баронесса, она же Наташа, приложила немало усилий, чтобы извести семью Чечевинских. Она страдает от любви к нему, и он, знающий об этом чувстве, вроде бы тоже. Их последнее объяснение носит очень неровный, нервный характер. Кажется, ещё мгновение - и он рухнет к её ногам. Но этого не происходит, судьба разводит их бесповоротно, летит время. Николай Чечевинский обручается с Долли Шеншеевой, а та вдруг начинает ревновать его к баронессе. И что же этот доблестный человек отвечает на подозрения и ревность невесты? В отличие от своей сестры, которая указывает Долли как раз на этическую сторону дела, он без тени сомнения выкладывает, что баронесса - всего лишь бывшая дворовая девка. И какая же тут может быть, право, любовь? Поразительная бестактность, даже подлость. После этого уже не удивляешься, что князь выбрал в жёны самовлюблённую Долли.
Спасибо всем, кто прочёл! Надеюсь, было занимательно )
#советскоекино #российскоекино #покровскиеворота #петербургскиетайны #кино