Комиссия Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) все же добралась до Запорожской АЭС и проводит её обследование. Глава миссии Рафаэль Гросси уже заявил, что здание повреждено. Станция оказалась в зоне боевых действий. Пока обошлось без серьёзных последствий. Plus-one.ru разбирался, чем грозит конфликт вокруг украинских реакторов.
Зона загрязнения может превысить три сотни километров
Контролирующее Запорожскую АЭС Минобороны РФ еще с февраля не исключает остановки объекта — вывода в «холодный резерв» 5-го и 6-го энергоблоков. Международное сообщество озабочено вероятностью ядерной катастрофы в результате военных действий на территории Украины. 18 августа Минобороны РФ заявило, что в случае выхода из строя систем обеспечения Запорожской атомной электростанции может произойти катастрофа, аналогичная той, что случилась после аварии на Чернобыльской АЭС. В тот же день президент Украины Владимир Зеленский заявил, что согласовал с главой ООН параметры возможной миссии Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) на Запорожскую АЭС.
В случае аварии на работающей АЭС произойдет выброс особо опасных изотопов — урана, плутония, иода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90 и других. Карты распространения цезия-137, период полураспада которого составляет 30 лет, можно посмотреть на сайте, где собраны данные исследования Венского университета природных ресурсов и естественных наук (BOKU), сообщил Plus-one.ru эксперт Российского социально-экологического союза, инженер-физик Андрей Ожаровский. Ученые спрогнозировали возможные сценарии взрывов на более чем 200 действующих атомных станциях в Европе с учетом погодных условий, в том числе направления ветра, в 1995 году. По словам Андрея Ожаровского, именно на эти исследования ссылаются представители Министерства обороны России и МАГАТЭ.
По мнению инженера-физика, самая большая зона загрязнения цезием в случае аварии на работающем реакторе будет наблюдаться в радиусе 200−300 километров — там срочно придется расселять населенные пункты.
— В работающем реакторе очень высокое давление, из-за которого при аварии в атмосферу может попасть около четверти его содержимого. При таком сценарии на расстоянии четырех-пяти сотен километров практически невозможно вести сельское хозяйство, — говорит Андрей Ожаровский.
Он добавляет, что при взрыве реактора на Запорожской АЭС могут пострадать природа и жители не только Украины, но и, например, Курской области — все будет зависеть от погодных условий.
— Я не верю в безопасную норму радионуклидов. До создания ядерных реакторов цезий-137 не существовал в природе, а значит, человеческий организм к нему не приспособлен. Накопление этого вещества в организме провоцирует развитие рака, — отметил эксперт Российского социально-экологического союза. В то же время он сообщил, что остановка реакторов снизит опасность — в случае аварии зона загрязнения не превысит нескольких десятков километров.
Сопредседатель российской общественной организации «Экозащита!» Владимир Сливяк заявил Plus-one.ru, что авария на нескольких реакторах приведет к более интенсивному загрязнению той же территории, что и при аварии на одном реакторе.
— После попадания в окружающую среду радиоактивные вещества могут неконтролируемо мигрировать — с пылью, когда дует ветер, и с водой — во время дождей, — пояснил эксперт.
Он предупреждает, что остановка реакторов не обеспечит полной безопасности.
— В реакторах находится ядерное топливо — в случае аварии оно тоже может попасть в окружающую среду. Выгрузка топлива в хранилище также не уменьшит риски, так как и оно может быть разрушено. Свести опасность к минимуму можно, лишь остановив военные действия, — считает Владимир Сливяк.
Как радиация распространяется по планете и вредит здоровью человека
В книге «Радиация. Дозы, эффекты, риск», где собраны данные Научного комитета по действию атомной радиации при ООН (НКДАР) за 30 лет его деятельности, сказано, что каждый человек в мире, особенно в середине XX века, когда страны активно тестировали ядерное вооружение, подвергался радиоактивному облучению. Большинство этих испытаний пришлись на 1954−1958 годы, когда взрывы проводили Великобритания, США и СССР, и 1961−1962 годы — в разгар ядерного соперничества США и Советского Союза. Ученые обнаружили большое количество цезия-137 в зерне, мясе и молоке.
Больше всего ядерных испытаний провели США — 1 054. За ним следует СССР —715. Третье место у Франции — 210.
Последние ядерные испытания в сентябре 2017 года провела КНДР, хотя она подписала международные договоры о нераспространении ядерного оружия и ограничении таких испытаний.
Атомные электростанции тоже являются источником облучения. Сегодня в мире действуют 447 ядерных реакторов, которые вырабатывают около 10% всей электроэнергии на планете. АЭС — лишь часть ядерного цикла: сначала добывается и обогащается урановая руда, затем из нее производят ядерное топливо; отработанное топливо иногда подвергается обработке, после чего радиоактивные отходы (РАО) захораниваются. На каждой стадии такого цикла в окружающую среду попадают радиоактивные вещества: наибольшую дозу — 90% всего облучения — получают люди, работающие на рудниках.
Экологи и активисты обращают внимание на проблему полигонов, где хранятся РАО, — оттуда радиоактивные вещества могут проникать в водоносные горизонты. По данным Центра экологической политики России за 2015 год, в нашей стране находится почти половина всех радиоактивных отходов мира.
По данным НКДАР, малые дозы облучения могут «запустить» в организме не до конца изученные процессы, приводящие к развитию лейкоза, рака молочной и щитовидной железы, генетическим повреждениям. При больших дозах радиации смерть наступает в течение нескольких часов или дней.
Впрочем, ученые напоминают про космическую и земную радиацию, на которые приходится 80% среднегодовой дозы облучения землян. А также тот факт, что люди часто получают излишнюю дозу, злоупотребляя рентгенологическими исследованиями.
Как ситуация вокруг Запорожской АЭС повлияет на экономику России
Андрей Ожаровский предполагает, что конфликт вокруг Запорожской АЭС негативно скажется на международной деятельности Росатома. В 2015 году, по данным самой госкорпорации, она входила в топ-3 производителей ядерного топлива с долей рынка в 17%. Ее главными конкурентами были американская Westinghouse (33% рынка) и французская AREVA (28%). Семь лет назад отечественное ядерное топливо обеспечивало потребности не только России, но также Ирана, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Украины, Армении. Кроме того, Росатом закрывал 36% атомного рынка Финляндии, 4% — Китая и 17% — Индии. Вместе с казахской компанией «Казатомпром», канадской Cameco и той же AREVA госкорпорация входила в четверку лидеров по добыче урана.
Андрей Ожаровский напоминает про мартовскую резолюцию МАГАТЭ, в которой агентство призвало Россию немедленно прекратить военные действия, «чтобы украинские компетентные органы могли сохранить либо незамедлительно вернуть полный контроль над всеми ядерными установками в пределах международно признанных границ Украины».
— Для «Росатома» сотрудничество с МАГАТЭ очень важно, чтобы оставаться легитимным поставщиком ядерных услуг другим странам. И если случится разрыв, то он неизбежно повлечет серьезные экономические последствия, — отмечает эксперт.
Напомним, в мае 2022 года эксперты Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета (США) заявили, что прорабатывают сценарии отказа от российского обогащенного урана. Финляндия отказалась от сотрудничества с «Росатомом» по проекту строительства АЭС на восточном берегу Ботнического залива в Балтийском море, так как входящее в состав госкорпорации «Росатом» предприятие RAOS Project (выступало в этом проекте подрядчиком) не смогло снизить «ни один из рисков».
— Кроме того, конфликт вокруг Запорожской АЭС может ускорить процесс отказа от атомной энергетики, особенно в европейских странах. Теперь наглядно видно, насколько могут быть опасны АЭС в случае военных конфликтов, — уверен Андрей Ожаровский.